Статья

ИТ-аутсорсинг в России жаждет роста

Цифровизация Аутсорсинг Инфраструктура Маркет

Спад на рынке ИТ-аутсорсинга в мировой экономике хоть и продолжается, но существенно меньшими темпами. В России рынок ИТ-аутсорсинга еще незрелый. Вместе с тем, на фоне сильного падения российского ИТ-рынка в целом, сектор аутсорсинга растет, и, по мнению экспертов, при определенных условиях имеет хорошие перспективы для полноценного становления. О проблемах и перспективах российского рынка ИТ-аутсорсинга и шла речь на круглом столе "Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России", организованном CNews Analytics и CNews Conferences.

Михаил Хургес: Сокращение затрат за счет аутсорсинга – реальность. Нужен рациональный подход

Своим экспертным мнением поделился Михаил Хургес, директор по развитию ServiceDirect.

Можно ли сэкономить, используя аутсорсинг? Большая часть аудитории считала, что нельзя. Аутсорсинг – это гибкость, скорость внедрения, доступ к специальным знаниям; он положительно влияет на отчетность публичных компаний, является модным на Западе и становиться модным у нас, но сокращение затрат за счет аутсорсинга – это миф.

Более того, считается, что аутсорсинг увеличивает затраты. И этому у ИТ-сообщества есть рациональное объяснение: аутсорсер сделает ту же работу, примерно тем же способом, с примерно такой же себестоимостью, что и собственные сотрудники; но он – коммерческая компания, и должен получать прибыль. Вот примерно на эту прибыль затраты и вырастут… Мне кажется, очень интересно от мифов и убеждений попробовать перейти к подходам и технологиям. Интересную попытку, на мой взгляд, сделал в своей презентации Сергей Шеленцов, рассказав, при каких условиях ИТ-аусторсинг обеспечивает экономию. Суммируя, таких условий может быть 3. Первое – это экономия на масштабе (низкие удельные издержки за счет большого количества однотипных операций для большого числа заказчиков, за счет построения аутсорсером "технологического конвейера"). Второй вариант - большая экспертиза аутсорсера, позволяющая решать поставленные задачи иным способом, чем это делал заказчик самостоятельно (как следствие фокусировки на данном типе задач, длинной кривой опыта и т.д.). Третий вариант, при котором ИТ-аутсорсинг позволяет заказчику экономить, – это прямой демпинг (т.е. продажа по себестоимости и ниже – ради знакового контракта или из-за ошибок аутсорсера при заключении договора).

На мой взгляд, проверить выполнение этих условий не слишком сложно. Ниже приведен алгоритм, который, мне кажется, подходит ИТ-руководителю, собирающемуся сократить бюджет без компромиссов по качеству и надежности.

Надо получить положительные ответы аутсорсера на следующие вопросы. Первый: "Вы можете доказать, что масштаб ваших операций существенно превышает тот объем, который я собираюсь вам передать?" Важно, что речь не может идти об объеме бизнеса вообще – только о передаваемом участке (например: если передается на аутсорсинг поддержка инфраструктуры печати с 20 инцидентами в месяц, аутсорсер должен уже обрабатывать как минимум 200 таких инцидентов). Экономия на масштабе позволяет резко сократить удельную себестоимость операции, а значит, сэкономить.

Второй вопрос: "Вы можете доказать, что ваша экспертиза выше, чем у моих сотрудников?" Т.е. как давно аутсорсер занимаетесь задачами, которые предполагается передать на аутсорсинг? Сколько сотрудников у него занимаются именно этими задачами? Кто из заказчиков готов подтвердить, что аутсорсер сократил его издержки? Более высокая экспертиза (если она есть) позволяет аутсорсеру использовать инновационные, более эффективные пути решения задач, т.е. опять же экономить.

Демпинг аутсорсера выгоден заказчику только в краткосрочной перспективе: с течением времени аутсорсер либо попробует поднять цены, либо снизит качество услуг, либо откажется от контракта. Поэтому целесообразно добиться общего понимания на начальном этапе переговоров: необходимость сделать первое или второе неизбежно приведет к разрыву контракта.

Мне кажется, что разумные и вызывающие доверие ответы на первые 2 вопроса дают ИТ-руководителю понимание, что источником прибыли аутсорсера будет повышение эффективности, а не рост затрат заказчика.

Таким образом, экономия средств ИТ-бюджета очень вероятна. Но если ИТ-директор хочет не вероятность (пусть высокую), а уверенность – аутсорсер должен в договоре указать предельную сумму счетов, которую он может выставить за квартал, полугодие или год. И, естественно, даже верхний предел затрат должен обеспечивать экономию по сравнению с текущими расходами.

Мне кажется, что с течением времени вопрос о целесообразности аусторсинга, и, в частности, о возможности сэкономить за счет его использования будет все больше смещаться из области веры в сферу рационального. Надеюсь, приведенные выше рекомендации смогут помочь ИТ-руководителям, заинтересованным в повышении эффективности.