ИТ-аутсорсинг в России жаждет роста
Спад на рынке ИТ-аутсорсинга в мировой экономике хоть и продолжается, но существенно меньшими темпами. В России рынок ИТ-аутсорсинга еще незрелый. Вместе с тем, на фоне сильного падения российского ИТ-рынка в целом, сектор аутсорсинга растет, и, по мнению экспертов, при определенных условиях имеет хорошие перспективы для полноценного становления. О проблемах и перспективах российского рынка ИТ-аутсорсинга и шла речь на круглом столе "Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России", организованном CNews Analytics и CNews Conferences.
Подтвердили важность долгосрочных отношений для успешной реализации ИТ-аутсорсинга Юрий Овчаренко, коммерческий директор EPAM Systems, и Филипп Кирсанов, заместитель директора ДИТ АИЖК. Сотрудничество этих компаний по организации единой информационной системы (ЕИС) участников системы рефинансирования ипотечных кредитов началось 6 лет назад. Сегодня функционирует совместный выделенный центр ИТ-аутсорсинга, который представляет собой консолидированную структуру заказчика и подрядчика, ориентированную на тесное взаимодействие для решения бизнес-задач и управления ИТ. Именно такой подход к реализации сотрудничества подрядчика и заказчика – создание единого центра компетенции – по мнению докладчиков, является оптимальным.
Другой подход был выбран компанией "Оверсан-Меркурий" в проекте, который в настоящее время реализуется для крупной торговой фирмы "Союз". Как рассказал Александр Дембовский, директор по маркетингу компании, руководством "Союза" изначально было принято кардинальное решение о вынесении ИТ-инфраструктуры за рамки собственной бизнес-структуры. Конкретней – о ее виртуальном размещении на мощностях нового дата-центра "Оверсан-Меркурий" с применением решения на базе VMware vSphere 4. С технической точки зрения речь шла об организации масштабируемого виртуального комплекса на базе блейд-серверов НР BladeSystem серии 7000 и системы хранения данных HP Lefthand, а также о прокладке оптоволоконного магистрального канала от офиса компании "Союз" к дата-центру. В настоящее время в рамках проекта инфраструктура фирмы перенесена на виртуальные мощности, быстро масштабируется и готова к резкому росту нагрузок. Упрощено подключение новых рабочих мест и развертывание ПО, веб-сервер компании работает в масштабируемом виртуальном комплексе. Обслуживание систем производится силами инженеров дата-центра. Докладчик подчеркнул, что, хотя в рамках проекта компания "Союз" и снизила издержки на ИТ-сопровождение своей деятельности, проект задумывался и реализуется прежде всего для радикального повышения эффективности развертывания новых торговых точек, новых рабочих мест, т.е. в целях повышения эффективности основного бизнеса компании.
О еще одном возможном подходе к реализации проектов по ИТ-аутсорсингу рассказал Евгений Пикерсгиль, коммерческий директор компании "Гарс Телеком". Специфика услуг по ИТ-аутсорсингу данной компании в том, что они оказываются в рамках комплексных проектов по аутсорсингу телекоммуникационного бизнеса (примеры успешных проектов – "Чайка-Телеком", "Норильск-Телеком", телекоммуникационная система ММДЦ "Москва сити").
Определенная эволюция модели ИТ-аутсорсинга произошла в процессе становления бизнеса у компании "Скай-Экспресс". Об этом рассказал Олег Лещенко, заместитель директора по ИТ компании. На начальном этапе становления бизнеса компании (авиаперевозки низкой стоимости) на аутсорсинг было передана почти вся ИТ-инфраструктура - веб-сайт, телекомуникации, разработка ПО, центр обработки вызовов, ERP-система, что было вызвано в первую очередь жесткими сроками запуска бизнеса (2-3 месяца) и отсутствием опыта. Однако по мере становления бизнеса, аутсорсинг стал "буксовать", не успевая реагировать на изменения бизнеса, и компания вернула на собственное обслуживание часть ИТ-инфраструктуры (в частности, - разработку ПО, call-центр), остановившись на оптимальной схеме по ИТ-аутсорсингу – совмещение инсорсинга и аутсорсинга.
Ни для кого не секрет, что успех любого проекта по ИТ-аутсорсингу во многом определяется не только правильностью стратегических целей, тактики и выбранной модели, но и личной позицией топ-менеджеров компании, ее акционеров. И далеко не всегда эта позиция однозначно позитивна даже для стартовавших проектов. Сергей Потапов, директор департамента ИТ группы компаний ПИК, отметил, что ИТ-аутсорсинг выгоден тому ИТ-директору, который заинтересован в развитии компании, и не выгоден – если он хочет, чтобы сфера ИТ продолжала оставаться для руководства terra incognita, считая, что тем самым поддерживает свой авторитет. Высшему руководству компании аутсорсинг выгоден, если оно действительно заинтересовано в технологичности, эффективности и прозрачности бизнеса и не выгоден – если есть что скрывать (от государства в лице контролирующих органов или акционеров). Что касается акционеров, то здесь существенным фактором в пользу ИТ-аутсорсинга может стать повышение привлекательности для инвесторов.
Фактор цены и желание сэкономить на расходах на ИТ по-прежнему остаются решающими в сознании российского бизнесмена, когда речь заходит об ИТ-аутсорсинге. Сергей Шеленцов, руководитель службы интеграции информации и операционной отчетности "Вымпелкома", на личном опыте убедился, что за счет аутсорсинга сэкономить можно далеко не всегда. Лишнее тому подтверждение – в 2009 году в его компании часть сервисов по поддержке системы бизнес-аналитики вернули на инсорсинг, благодаря чему возникла экономия порядка 15%. И все-таки, тут же поправился докладчик, сэкономить на ИТ-аутсорсинге в ряде случаев возможно. В частности - когда штатный ИТ-персонал компании загружен нестабильно и выгодней временно привлекать сторонних специалистов, чем держать штатных или, к примеру, на начальных этапах становления и развития бизнеса, когда сервис-провайдер фактически оказывает еще и консалтинговые услуги.
Экономить на ИТ-аутсорсинге может и давно существующая крупная международная компания, вполне категорично заявил Владимир Шевченко, ИТ-директор российского подразделения группы ABB. Он отметил, что контракт на ИТ-аутсорсинг, заключенный с IBM еще в 2003 году, недавно продлен с изменением условий в плане учета кризиса, причем ожидаемая экономия ABB – около 20% в год.
С учетом показателей российского рынка ИТ-аутсорсинга в прошлом году и ожиданий продолжения его роста, эксперты говорят о тенденции возврата к отложенным в связи с кризисом сделкам, их "размораживании". Что касается действующих контрактов с поставщиками ИТ-услуг, то ожидается, что заказчики будут постоянно пересматривать эти условия, требуя еще большей гибкости и инноваций. Сохранится и приоритет краткосрочных соглашений, который обозначился в 2009 году и фактически дающий компаниям возможность быстрого реагирования в условиях нестабильности рынка. Продолжится и консолидация сервис-провайдеров, поскольку дает им усиление влияния на рынке ИТ-услуг, расширение портфеля предложения и клиентской базы. В числе других ожидаемых тенденций - рост зарплат сотрудников сервис-провайдеров в связи с инфляцией, рост влияния новых технологий.
Презентации участников круглого стола
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2252