ИТ-аутсорсинг в России жаждет роста
Спад на рынке ИТ-аутсорсинга в мировой экономике хоть и продолжается, но существенно меньшими темпами. В России рынок ИТ-аутсорсинга еще незрелый. Вместе с тем, на фоне сильного падения российского ИТ-рынка в целом, сектор аутсорсинга растет, и, по мнению экспертов, при определенных условиях имеет хорошие перспективы для полноценного становления. О проблемах и перспективах российского рынка ИТ-аутсорсинга и шла речь на круглом столе "Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России", организованном CNews Analytics и CNews Conferences.
Евгений Пикерсгиль: Существует три типичных профиля клиента услуг телеком-аутсорсинга
На вопрос CNews ответил Евгений Пикерсгиль, коммерческий директор "Гарс Телеком".
CNews: Кому сегодня выгоден ИТ-аутсорсинг?
Евгений Пикерсгиль: Если структурировать предприятия, которые действительно получают экономический эффект от телеком-аутсорсинга (в т.ч. учитывая, что для российских собственников часто всегда важен быстрый эффект, когда результат виден уже через 4-6 месяцев), существует три типичных профиля клиента.
Первый, и наиболее значительный сегмент с точки зрения размера контрактов – средние и крупные территориально распределенные предприятия с ежегодными затратами на ИТ и телеком (без учета расходов на чисто ИТ-сервисы) от 200 тыс. долл. Здесь традиционно лидируют ритейловые компании всех типов. Отдельные представители осознали актуальность модели телеком-аутсорсинга еще 5-6 лет назад. Что логично – розничный бизнес не менее других нуждается в обеспечении телекоммуникациями, в то время как рентабельность каждой точки присутствия неодинакова. Содержать собственную телеком-систему, а также обеспечивающий ее персонал, практически всегда оказывается "дороговато". Причем одинаковые проблемы возникают и у крупных федеральных игроков, и у локальных. Территориальная распределенность требует содержать сеть и каналы доступа, которые обслуживают иной раз десятки локальных провайдеров со своими "прибамбасами". Вкупе с монопольными ценами в отдельных регионах все это приводит к тому, что CIO вынужден раз за разом доказывать собственникам, что "соптимизировать еще" уже невозможно, а собственник начинает подозревать своего CIO в "сращивании интересов". Но соптимизировать возможно, если процессом управляет оператор связи, обладающий большой партнерской сетью по России.
Практика успешных проектов "Гарс Телеком" показала, что и компании только с локальным присутствием могут снизить нагрузку на бюджет. Вдумчивый анализ и желание клиента смогут поставить правильный "диагноз".
Второй сегмент – т.н. "кэптивные" телеком-активы ФПГ. Подавляющее большинство крупных конгломератов исторически обладают развитыми обслуживающими структурами, которые еще в конце XX века, с целью управления показателями рентабельности от основной деятельности (что важно не только, когда компания выходит на биржу), выделяются в самостоятельные бизнесы. Конкурентоспособность таких компаний на открытом рынке практически всегда оказывается низкой. При этом продать такой актив сложно (обслуживает материнскую группу компаний, плюс при "выводе" требуются дополнительные инвестиции в инфраструктуру, лицензии и т.п.). Да и не всегда актуальна продажа, ведь от качества работы компании зависит эффективность основного бизнеса. По факту аутсорсинг в таком случае становится "палочкой-выручалочкой" - передача непрофильного бизнеса под управление позволяет сохранить требуемые показатели качества оказываемых головной компании услуг и поддерживать требуемую аналитиками рентабельность. А в отдельных случаях – если такая задача ставится собственниками – актив под управлением аутсорсера может начать развиваться и конкурировать на открытом рынке; в перспективе может быть капитализирован. Компания "Гарс Телеком" начинала именно с таких проектов, и сегодня обладает уникальным опытом по работе с непрофильными телеком-активами, обслуживающими бизнес.
Третий сегмент потребителей телеком-аутсорсинга - наиболее стабильный и понятный в плане взаимного понимания задач. Это иностранные представительства мультинациональных корпораций, работающие на российском рынке. Такие предприятия изначально осознанно не развивают собственную инфраструктуру, но требуют кратчайших сроков и высокого качества сервисов. Уровень юридического сопровождения таких контрактов подчас настолько специфичен, что не каждый оператор связи даже федерального масштаба готов работать с такими клиентами. В "Гарс Телеком" исторически сформировалась команда, в том числе, эккаунт-менеджеры и юристы, способные управлять международными проектами.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2252