Статья

ИТ-аутсорсинг в России жаждет роста

Цифровизация Аутсорсинг Инфраструктура Маркет

Спад на рынке ИТ-аутсорсинга в мировой экономике хоть и продолжается, но существенно меньшими темпами. В России рынок ИТ-аутсорсинга еще незрелый. Вместе с тем, на фоне сильного падения российского ИТ-рынка в целом, сектор аутсорсинга растет, и, по мнению экспертов, при определенных условиях имеет хорошие перспективы для полноценного становления. О проблемах и перспективах российского рынка ИТ-аутсорсинга и шла речь на круглом столе "Настоящее и будущее ИТ-аутсорсинга в России", организованном CNews Analytics и CNews Conferences.

Михаил Сергеев: Кризис в одночасье позволил аутсорсингу преодолеть большинство тормозящих его развитие факторов

На вопрос CNews ответил Михаил Сергеев, директор по корпоративным коммуникациям "Гарс Телеком".

CNews: Насколько изменилось отношение к аутсорсингу?

Михаил Сергеев: За 10 лет практики ИТ-аутсорсинга в России в структуре проектов мало, что претерпело изменения. В то же время эволюция отношения потребителей к модели получения непрофильных, но оказывающих реальное влияние на доходы услуг, показала только за последние полтора года ощутимый эволюционный скачок.

Свыше 90% корпоративных клиентов за последние 20 месяцев, мягко говоря, пересмотрели взаимоотношения с поставщиками услуг. На рынке Москвы и Санкт-Петербурга (70% рынка) все еще не прекращается миграция в новые офисы. А значит, контракты с операторами будут пересматриваться еще не один месяц. Сегодня, когда разумная экономия и цена вышли для клиентов на первый план, аутсорсинговая модель, позволяющая получить лучшие рыночные условия без потери уровня качества, все чаще рассматривается как реальная альтернатива.

Факт: кризис в одночасье позволил аутсорсингу преодолеть большинство тормозящих его развитие факторов. Во-первых, он заставил рынок признать, что фактически запретительные еще несколько лет назад "страшилки про аутсорсинг", при обоюдном стремлении сторон разрешимыми буквально в рабочем порядке (такие как "потеря контроля над ИТ-системами предприятия и ослабление защиты данных", "функции рассматриваются собственниками как слишком критичные для передачи на сторону", "наличие работающих юридических конструкций взаимодействия").

Во-вторых, новые реалии заставили по-новому взглянуть на национальную практику аутсорсинга, признать и увидеть, что десять лет эволюции принесли видимый отраслевой опыт (нивелируя набившие оскомину тормозящие факторы "поставщик недостаточно технологически развит", "отсутствие успешных примеров реализации проектов", "поставщик слабо знаком с особенностями организации ИТ предприятия").

Наконец, на наших с вами глазах разрушается ключевой стереотип - опасения первых лиц от ИТ "потерять свою нишу и значимость в компании" после передачи на аутсорсинг ряда функций. Сегодня, в ситуации неминуемой реструктуризации департаментов и при этом необходимости сохранить качество работы, CIO "пингуют" аутсорсинг и (наконец то!) убеждаются – успешные проекты аутсорсинга - в принципе невозможны без опытного Лидера и управленца со стороны клиента.

Если бы не кризис, провайдерам аутсорсинга потребовалось бы еще как минимум 3-4 года, чтобы привести российский ИТ рынок к сегодняшнему уровню спроса.

"Гарс Телеком" с 2001 года развивает на российском рынке практику телеком-аутсорсинга, исторически лидируя в этой нише (аутсорсер №1 в телекоммуникациях в 2007 и 2008 гг. по версии национальной премии "Атланты бизнеса").

В свое время, пытаясь предложить традиционно неповоротливому, ужасно "скучному", но при этом самому большому по доходам столичному рынку телеком-услуг новые модели взаимодействия с клиентом, мы стали работать для крупных клиентов в качестве "телеком-ателье". В итоге мы оказались у истоков сегмента аутсорсинга услуг связи. Приятно осознавать, что к сегодняшнему дню "Гарс Телеком" обладает, наверное, наиболее обширным опытом нестандартных смелых проектов - как успешных, так и, что, возможно, не менее важно, проектов, не показавших планируемой эффективности.

Сегодня мы, в отличие от специализирующихся только на аутсорсинге компаний, осознанно не "прописываем пилюлю аутсорсинга" всем подряд. И даже наоборот – эта модель экономически целесообразна далеко не для всех компаний. Пример – за минувший год объем предпроектных изысканий увеличился на рекордные 192%. Но в среднем лишь в 32% случаев очевиден экономический эффект, после которого CIO клиента принимает решение о старте проекта телеком-аутсорсинга. Этот показатель – только треть компаний по итогам анализа принимают аутсорсинг - не изменился в кризис.