Что сдерживает бум SaaS в России. Мнения экспертов
Кризисный 2009 год характеризовался общим падением капиталовложений в ИТ, в том числе заметным уменьшением расходов на ПО. На этом фоне перспективы развития SaaS выглядели достаточно позитивно. По прогнозам аналитических агентств, к 2011 году четверть всего ПО в мире будет продаваться по модели SaaS. О перспективах развития этой модели и о том, что мешает распространению SaaS в России, говорили участники круглого стола "SaaS: расширение сервиса", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.
Евгений Остапенко: Российский бизнес недооценивает все преимущества SaaS
На вопросы CNews ответил Евгений Остапенко, коммерческий директор компании e-Style Telecom.
CNews: Насколько интересны продукты SaaS российскому бизнесу?
Евгений Остапенко: Первые признаки SaaS появились в России в 2006 году. Уже тогда некоторые интернет-провайдеры запустили новые сервисы, которые по бизнес - модели подходили под концепцию SaaS. Более выражено SaaS в России стал проявляться в 2008-2009 года, но как ни странно широкого и массового применения не получил до сих пор. Российский бизнес еще не полностью понимает, либо недооценивает все преимущества данной концепции, о которых хочется упомянуть. Прежде всего это отсутствие на начальном этапе больших финансовых затрат, таких как покупка дорогостоящего серверного оборудования, приобретение лицензионного ПО, отсутствие затрат на разработку и внедрение, квалифицированный ИТ-персонал, концентрация на профильном бизнесе, снижение необходимости инвестиций в неосновные фонды.
За последний год ситуация начала меняться. Компании стали фокусироваться на профильном бизнесе, который приносит гораздо большую прибыль при минимальных затратах времени, и передавать часть непрофильных задач профессионалам.
CNews: Кто в первую очередь сможет использовать ПО как сервис?
Евгений Остапенко: В первую очередь это интересно владельцам собственных компаний, представителям малого, среднего и крупного бизнеса. Главное преимущество использования ПО как сервиса - получение надежного защищенного решения с высококвалифицированной технической поддержкой, с минимальным сроком его развертывания (в течение 10 минут), не вкладывая огромных финансовых затрат на построение, администрирование. Не нужно ломать голову над созданием, внедрением и обслуживанием, когда есть готовые решения.
CNews: Что сдерживает распространение SaaS в России?
Евгений Остапенко: Распространение SaaS в России, на мой взгляд, сдерживают две вещи. Первая - наша простая "русская душа", мы хотим получить "быстрые деньги", что отличается от западной модели, где идет расчет на годы вперед.
Вторая проблема заключается в том, что российские потребители некорректно оценивают стоимость решения и не могут адекватно оценить расходы на внедрение.
Если полностью учитывать все расходы по организации нового решения (традиционной покупки, установки и обслуживания сервиса) и расходы по модели SaaS, можно выявить, что более эффективно работать по SaaS, поскольку это обеспечивает предсказуемость результатов (знаете, что покупаете уже готовое решение, а не комплектующее и оборудование с которым необходимо много работать), автоматическое обновление софта (без дополнительных затрат со стороны пользователя) и возможность изменения объема услуг в любой момент времени и на любом этапе.
С другой стороны, компании охотнее передают бизнес-функции на управление сторонним организациям и это, в первую очередь, касается второстепенных процессов, способствующих развитию бизнеса в целом.
CNews: Какое ПО российский заказчик хотел бы получать как сервис?
Евгений Остапенко: Судя по спросу, который мы наблюдаем на примере обращений в нашу компанию за последний год, наиболее востребованы решения для оптимизации бизнеса и повышения эффективности корпоративной работы, такие как Бизнес – почта (на базе ПО Exchange Server), корпоративные порталы SharePoint, Office Communications Server, CRM, терминальные решения (возможность удаленного доступа через терминал к офисным пакетам, а также программе "1С").
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2233