Что сдерживает бум SaaS в России. Мнения экспертов
Кризисный 2009 год характеризовался общим падением капиталовложений в ИТ, в том числе заметным уменьшением расходов на ПО. На этом фоне перспективы развития SaaS выглядели достаточно позитивно. По прогнозам аналитических агентств, к 2011 году четверть всего ПО в мире будет продаваться по модели SaaS. О перспективах развития этой модели и о том, что мешает распространению SaaS в России, говорили участники круглого стола "SaaS: расширение сервиса", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.
Руководитель хостингового бизнеса Microsoft в России Инна Ожогина в интервью CNewsTV выразила удовлетворение выходом на рынок двух крупных игроков – "Софткей" и Softline. По ее словам, "ситуация с недостатком предложения на рынке сейчас меняется, крупнейшие партнеры Microsoft вышли на рынок. И с их комплексным подходом и маркетинговыми возможностями, я уверена, ситуация со знаниями о SaaS-решениях и с доступностью этих решений для конечных потребителей изменится".
Антон Салов также отмечает наличие проблем с недорогой и надежной связью, в целом, в этом плане российский рынок отстают от мирового на три-пять лет. Кроме того, в России практически нет возможности получения мультивендорных услуг – у нас либо моновендоры, либо простые реселлеры. Одной из важных особенностей отечественного рынка является также копирование западных сервисов без учета потребностей рынка. Отечественные клиенты полны опасений, зачастую они просто не понимают, почему они должны использовать SaaS и как они могут это сделать. Порой российские клиенты даже не знают, что уже используют SaaS, многие, опасаясь за безопасность своих данных, боятся говорить, что пользуются SaaS. Г-н Салов также выделяет тенденцию к использованию пробных заказов. Российские клиенты также опасаются банкротства поставщика и испытывают проблемы с доверием к нему.
Критерии, по которым российский клиент выбирает SaaS, в общем, схожи с мировыми – для нас также важен бренд, цена, гарантии доступности. Помимо этого, покупка программного обеспечения по требованию в России – это обязательное соответствие ФЗ-152 (Закон о персональных данных), необходимость русскоязычной поддержки. Российские клиенты также очень чувствительны к наличию бумажного договора. По словам г-на Салова, наиболее популярны у российских клиентов следующие дополнительные услуги: миграция данных, интеграция сервисов в ИТ-инфраструктуру, кастомизация, мобильный доступ, возможность резервного копирования к себе на диск и круглосуточная русскоязычная техническая поддержка.
Владимир Дрожжинов, председатель правления Центра компетенции по электронному правительству, выделяет следующие драйверы развития ИТ-аутсорсинга: желание снизить издержки на ИТ – 26%, автоматизация предприятий -17,3%, изменение технологий управления, 17,3%, кадры- 14,8%, кризис в экономике -8,6%.
Владимир Дрожжинов также среди факторов, препятствующих развитию рынка SaaS в России, выделяет отсутствие стандартов, непрозрачность рынка и влияние экономического кризиса.
Проблемы доверия
Решение проблемы доверия к провайдеру предложил Николай Легкодимов, старший менеджер ISACA Russia. По его словам, сертификация компании по стандарту SAS70 позволяет быть уверенным в ее надежности. Поставщики услуг, сертифицированные по стандарту SAS70, - это, как правило, компании, предоставляющие услуги ЦОД, ASP и SaaS, бухгалтерские услуги и т.д. По факту, SAS70 – независимый операционный аудит, включающий в себя оценку контрольных мер, принимаемых организацией – поставщиком услуг.
Одной из важных мер, позволяющих организации-клиенту быть спокойной за свои данные, остается договор, заключаемый с провайдером. Павел Шинкаренко, генеральный директор Сенешаль Нейман, отмечает следующие юридические особенности SaaS-соглашений в России: применение SaaS-модели распространения ПО в России никак не нарушает положений действующего законодательства, договору SaaS всегда должно сопутствовать лицензионное соглашение, размер роялти, при его наличии, должен быть четко прописан для избежания конфликтной ситуации с НДС, в случае же предоставления за плату услуг хостинга, в том числе и виртуального, необходимо получение лицензии. При определении ответственности провайдера действуют более жесткие пределы ответственности, чем те, что установлены для лицензионных соглашений. SaaS-провайдер несет ответственность за доступность сервиса, за сохранность конфиденциальной информации, за соблюдение законодательства в части персональных данных, за контент клиента.
Популярность облачных вычислений постоянно растет. По данным Forrester, прогнозируется дальнейшее увеличение использования облачных вычислений с 25% в настоящее время до 45% к 2012 году. По мнению Дмитрия Мартынова, советника по платформенной стратегии Microsoft, будущее за стратегией Software+Services. Гибридная модель подразумевает как использование локального ПО, так и получение сервисов через интернет. Microsoft предоставляет сервисы и производит продукты, а также имеет технологию, которая позволяет мигрировать в облако и обратно. В идеале, все продукты должны работать в гибридном режиме. В качестве такого примера г-н Мартынов представил Microsoft Exchange Server – программный продукт для обмена сообщениями и совместной работы. Этот сервис доступен во всех возможных формах и на различных устройствах. Он также отметил, что почти все ведущие решения Microsoft поддерживают модель SaaS.
По словам Инны Ожогиной, интерес к концепции SaaS в России и мире связан с тенденцией к минимизации капитальных затрат. Компания Microsoft полна оптимизма относительно перспектив SaaS в России, поскольку ИТ-инфраструктура крупных городов постоянно улучшается, сейчас в городах-миллионниках, по данным Microsoft, проникновение SaaS составляет 20%. Кризис увеличил в России интерес к модели SaaS. Инна Ожогина так описывает портрет потребителя услуг SaaS: как правило, это небольшая компания, имеющая до 100 пользователей, не обладающая специальным оборудованием и квалифицированным ИТ-персоналом.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2233