Что сдерживает бум SaaS в России. Мнения экспертов
Кризисный 2009 год характеризовался общим падением капиталовложений в ИТ, в том числе заметным уменьшением расходов на ПО. На этом фоне перспективы развития SaaS выглядели достаточно позитивно. По прогнозам аналитических агентств, к 2011 году четверть всего ПО в мире будет продаваться по модели SaaS. О перспективах развития этой модели и о том, что мешает распространению SaaS в России, говорили участники круглого стола "SaaS: расширение сервиса", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.
По данным Microsoft, порядка 70% предприятий СМБ понимают, что у их конкурентов больше возможностей благодаря использованию более серьезных ИТ-решений. Клиенты SaaS, в подавляющем большинстве, чувствительные к цене решений, мало того, порядка 68% предприятий в России сейчас пользуются нелегальным ПО. Использование ПО по модели SaaS позволяет таким предприятиям получать те же услуги без капитальных вложений. Кроме того, 68% клиентов хотели бы покупать все услуги у одного поставщика. Тем не менее, большинство потенциальных покупателе недостаточно осведомлены об услуге: порядка 57% руководителей не знают, что такое SaaS. Microsoft предлагает различные модели покупки ИТ-решения по модели SaaS: у телеком-оператора, у хостинг-провайдера (всего в России около 200 сертифицированных сервис-провайдеров), у своего партнера.
Поставщики решений
О принципах предоставления SaaS-услуг в России рассказал Андрей Мовшин, руководитель отдела управления проектами "Софткей". Компания видит в качестве своих клиентов предприятия среднего и малого бизнеса. Клиенты платят небольшую ежемесячную плату, имеют доступ к ПО из любой точки мира, могут управлять услугами в любой момент, получают все бухгалтерские документы из одного источника.
На данный момент портал позволяет решать многие бизнес-задачи, наиболее востребованная из которых – управление бизнес-проектами, также клиенты могут получить услуги по управлению продажами (CRM), рукрутинга и работы с кадрами, MS Exchange решения и корпоративный портал. Список услуг постоянно расширяется.
Платформы
О платформе Axxerion, предоставляющей компаниям "доступную по цене и легкую в использованию среду", рассказал Дмитрий Коростелев, технический директор SaaS Workflow Systems. Создание проекта базировалось на принципах multitenancy, open source и модели непрерывных инноваций (частота обновления – раз в две недели). Ключевые свойства продукта – настраиваемость, управление правами доступа, high end workflow engine. Платформа применяется для множества решений, в том числе часто используется для CRM-решений, управления контактами, резервирования, управления договорами, проектами, недвижимостью, персоналом и так далее.
О платформе Cyscom рассказал Валерий Гущин, директор по связи ИТСК. Платформа ориентирована на Microsoft и позволят получать ПО, как услугу. Также провайдеры, работающие на этой платформе могут предлагать клиентам, так называемые, "частные облака" - private clouds, которые могут быть установлены на серверах заказчика или на собственных внешних дата-центрах.
Услуги
В ногу со временем идет компания "Доктор Веб", предлагающая антивирус как услугу. По словам Ирины Смирновой, менеджера отдела маркетинга проекта Dr. Web AV-Desk, с выпуском в мае 2007 года интернет-сервиса Dr.Web AV-Desk на рынке ИТ-услуг в России появился новый сегмент – услуги антивирусной и антиспам-защиты для бизнеса.
По данным, приведенным Ириной Смирновой, кризис существенно сказался на состоянии антивирусной защиты – примерно в 20% компаний сокращения затронули системных администраторов, а у 7% респондентов были сокращены все специалисты по системному администрированию. Использование антивируса как услуги, позволяет предприятиям, минимизировавшим расходы на персонал, чувствовать себя по-прежнему защищенными.
Гибкое лицензирование дает возможность дополнительной экономии. Получение антивируса по SaaS-модели позволяет минимизировать технические риски, снизить простои, повысить эффективность труда персонала, сократить расходы на интернет и сэкономить на покупке серверного оборудования и ПО. На данный момент услугу "Антивирус Dr.Web" предлагают более 200 российских и зарубежных интернет-провайдеров. В основном подписчики услуги - домашние пользователи. Однако, как считает Ирина Смирнова, с выходом новой версии интернет-сервиса в конце февраля 2010 года число бизнес-пользователей будет постоянно расти.
Проекты
Об использовании SaaS в авиации рассказал Олег Лещенко, заместитель директора по ИТ SkyExpress. В компании была внедрена ERP-система по модели SaaS. Развертывание системы заняло всего две недели, а уже через два месяца компания смогла открыть регистрацию на сайте.
По мнению Олега Лещенко, для low cost – это идеальный вариант. Типовое внедрение стоило всего несколько десятков тысяч долларов плюс затраты на дополнительную разработку и телекоммуникации. Г-н Лещенко выделяет следующие плюсы использования SaaS – поддержка работоспособности находится в ответственности поставщика, что ведет к уменьшению затрат, данные надежно защищены, в целом это позволяет говорить о наличии гарантии производительности.
К минусам г-н Лещенко относит безальтернативность, по его словам, на рынке немного других поставщиков аналогичных решений, что приводит к привязанности компании к своему поставщику. Резюмируя, г-н Лещенко отметил, что SaaS для авиации – единственная возможность, и другого пути нет, что для России, что для мировой авиации.
Презентации участников круглого стола
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2233