Цены на ИТ-аутсорсеров в России будут расти
На глобальном ИТ-рынке не утихает активность в сфере слияний и поглощений. При этом в центре наибольшего внимания оказываются в первую очередь сервисные компании. Бизнесы, работающие по аутсорсинговой модели, в развивающихся странах уже получили высокую оценку стоимости. В России рынок заметно медленнее движется по пути консолидации, а стоимость аналогичных активов пока занижена. Но следует констатировать, что капитализация отечественных ИТ-аутсорсеров рано или поздно будет неизбежно расти.
Постепенное взросление российского ИТ-рынка стимулирует интерес к четкой и понятной оценке стоимости его игроков. Долгое время попыткам дать нормальную оценку российским игрокам мешала их закрытость и непрозрачность. Вместе с ростом объема рынка ИТ-услуг и оборота лидирующих игроков появилась возможность определять стоимость ИТ-активов стандартными методами. Несмотря на все трудности взросления, рынок постепенно становится более открытым, а ситуация с традиционными ИТ-активами сегодня уже более-менее очевидна - оценки системных интеграторов по аналогичным метрикам в целом близки к западным. При этом в секторе сервис-провайдеров ИТ-услуг - и высокорентабельном и более перспективном, в том числе, с точки зрения продвижения на глобальном рынке и привлечения не только иностранных заказчиков, но и инвесторов - можно пока констатировать явное отставание. Российские ИТ-аутсорсинговые компании на фоне своих иностранных "коллег" остаются недооцененными. Отчасти это можно связать со сложностями развития самого сегмента ИТ-аутсорсинга в России - уже несколько лет, как здесь ожидают бума и взрывного роста.
И похоже, у нас на глазах наступает момент, когда данный сегмент, пусть с некоторым опозданием и пробуксовкой, начинает развиваться. Конечно, ему долгое время мешала "мода" на кэптивные ИТ-аутсорсинговые структуры. С другой стороны, кризис помог показать значимость и очевидные выгоды аутсорсинга. Также очевиден бум аутсорсинга ИТ на глобальном рынке и, соответственно, заметно усиление глобальных провайдеров, в том числе за счет консолидации, которая идет на локальных рынках.
Прогноз динамики рынка ИТ-аутсорсинга в региональном разрезе, 2010-2015 (млн. долл.)
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
Северная Америка | 108,470 | 112,956 | 117,466 | 122,082 | 127,566 | 133,278 | |
Латинская Америка | 10,577 | 11,892 | 13,035 | 14,331 | 15,778 | 17,421 | |
Западная Европа | 94,973 | 101,672 | 104,898 | 107,962 | 111,023 | 114,427 | |
Восточная Европа | 4,051 | 4,421 | 4,650 | 4,876 | 5,127 | 5,388 | |
Ближний Восток и Африка | 5,335 | 5,882 | 6,241 | 6,608 | 7,003 | 7,438 | |
Юго-Восточная Азия | 23,816 | 26,910 | 29,136 | 31,581 | 34,301 | 37,469 | |
Япония | 45,925 | 49,493 | 50,022 | 50,597 | 51,165 | 51,672 | |
Всего по миру | 293,146 | 313,227 | 325,449 | 338,037 | 351,963 | 367,093 |
Источник: Gartner, 2011
Кроме этого, столкнувшись в конкурентном поле с сильными игроками российские экспортеры ПО развивают сервисную составляющую и применяют этот удачный опыт для российских клиентов. Вскоре эта ситуация может измениться в лучшую сторону - российские разработчики оказывают все больший объем услуг поддержки и в банковском секторе европейских стран начинают конкурировать за клиентов с традиционными игроками - аутсорсерами из Индии. И ничто им не мешает запустить схожие продукты по поддержке в РФ, так как спрос на данные услуги растет. Также нельзя не отметить распространение облачных вычислений, которое должно дать новый импульс для развития ИТ-аутсорсинга.
В результате можно предположить, что ситуация на рынке ИТ-аутсорсинга в России, как и во всем мире, в ближайшее время изменится. Соответственно, должны измениться и подходы к оценке бизнеса российских поставщиков услуг. А оценка стоимости таких компаний может приобрести стратегическое значение. Если посмотреть на статистику сделок M&A на мировом ИТ-рынке, можно увидеть, что крупнейшие объединения последних лет были сфокусированы как раз на сервис-провайдерах и игроках в сегменте ИТ-аусторсинга.
Глобальная консолидация ИТ-аутсорсеров
Главным событием 2008 г. на глобальном рынке ИТ-аутсорсинга стал не столько кризис, резко сокративший бюджеты заказчиков, сколько громкое объединение EDS и НР - стоимость сделки составила 13,9 млрд долл. В 2009 г. Dell приобрела Perot (3,9 млрд. долл.), а Xerox-ACS (6,4 млрд. долл.), также в целях усиления сервисных составляющих своих бизнесов.
Выручка ключевых ИТ-аутсорсинговых компаний мира, 2009
IBM Global Technology Services | $8376 млн |
HP Enterprise Services | $7345 млн |
CSC | $6457 млн |
Dell Services | $1716 млн |
ACS (Xerox Company) | $2068 млн |
Источник: Gartner, 2010
В 2009 году индийская аутсорсинговая компания Tech Mahindra предложила за пакет в 31% акций Satyam рекордную сумму - 351 млн долл. или на 23% выше рыночной стоимости на тот момент. Четвертый по величине аутсорсер Индии оценивался в 660 млн долл., в его штате работало около 53 тыс. сотрудников, а в числе клиентов можно отметить такие промышленные гиганты, как General Electric, Cisco Systems и Qantas Airways.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2740