Смена парадигмы: Предприятия убедились в эффективности BPM
По прогнозам Gartner, рынок систем BPM к 2011 году должен был вырасти до 2,6 млрд долл. Мировой кризис, казалось бы, мог отодвинуть выход на этот уровень. Однако неожиданно для экспертов данный сегмент достиг предполагаемых показателей уже в 2009 году. В чем секрет такой популярности BPM во времена глобального кризиса и спада в ИТ-отрасли? Что в представлениях бизнеса, ИТ-специалистов и экспертов о возможностях BPM ложно, а что - соответствует действительности? На эти и многие другие вопросы, связанные с проблематикой процессного управления, искали ответы участники круглого стола "BPM в России: новый виток развития", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.
Реализация управления бизнес-процессами посредством специализированного движка в ERP-системе осложняется еще и тем, что руководители компаний часто являются сторонниками той или иной уже получившей признание бизнес-методологии (TPS, Lean, Six Sigma, TQM/ISO9000 или TOC). Одно из преимуществ BPM перед ERP состоит в методологической гибкости, т.е. в том, что BPM позволяет реализовать любую методологию. Как образно выразился докладчик, без бизнес-методологии BPM лишена цели, а бизнес-методология без BPM нетехнологична, труднореализуема.
Еще одно заявляемое принципиальное отличие BPM от других систем (он сложен для объяснения клиенту, который часто хочет получить "BPM под ключ") состоит в том, что внедрение BPM - это не разовый проект, пусть даже очень длительный, а программа, потому что идеология BPM – управление изменчивыми бизнес-процессами.
В оценке систем WorkFlow отчасти не согласился с коллегой из компании "Бизнес-Консоль" Владимир Андреев, генеральный директор компании DocsVision. По его мнению, на базе системы WorkFlow возможно автоматизировать только один бизнес-процесс, но в рамках не только подразделения, но и компании в целом. Мнение Владимира Андреева совпало с позицией Анатолия Белайчука в главном – системы документооборота в числе прочих программных продуктов все-таки ограничены в своем применении для связанных друг с другом, протекающих одновременно бизнес-процессов, но могут стать хорошим базисом, на котором можно построить современную, зрелую BPMS.
Алексей Турундаев, глава московского представительства Exact, согласился с постулатом, что руководству компании, в которой внедряется система класса BPM, в собственных интересах не следует ставить временные границы формализации бизнес-процессов.
BPM – это должно быть очень просто
Согласно прогнозам Gartner на текущий год можно выделить пять основных направлений, которые изменят облик BPM. Первое из них – вовлечение в системы BPM новых технологий с целью все большей адаптации систем управления бизнес-процессами под конечного пользователя, не являющегося ИТ-специалистом.
Как отмечают американские аналитики, в обществе в целом сейчас наблюдается тенденция к упрощению, понятности, прозрачности и контролю за тем, что приобретается и потребляется. В бизнесе наблюдается аналогичное стремление, одно из частных проявлений тенденции упрощения – т.н. социальная ВРМ (Web 2.0). В отличие от обычной BPM, в BPM 2.0 наполнение "копилок" знаний и моделирование бизнес-процессов осуществляется совместными усилиями всех участников бизнес-процесса и заинтересованных сторон - конечных пользователей, аналитиков, разработчиков, архитекторов. Кроме того, социальная BPM создана как платформа для моделирования, контроля и изменения бизнес-процессов в частных или внешних "облаках", в частности использован новый подход "попробуй, прежде купить" (try-before-you-buy) и реализованы шаблоны ролей (супервайзер, линейный менеджер и др.) с необходимой функциональностью, т.е. по сути – это конструктор, которым может пользоваться любой специалист.
Очевидно, что и поставщики BPM, и, тем более, представители бизнеса очень хорошо понимают важность простоты любой ИС в использовании. Так, Владимир Чибисов, директор по развитию бизнес-систем МХК "ЕвроХим", рассказывая о проекте построения системы бизнес-аналитики в своей компании, отметил, что информационная система должна быть красивой, а красота – "это наглядность и ясность, а они в реальной простоте". Помимо этого, Владимир Чибисов ни разу не употребил в своем докладе аббревиатуру BPM, попросту избегая ее и предпочитая словосочетание "бизнес-аналитика". В этом смысле с ним был солидарен (хотя и гораздо более категоричен) Андрей Коротков, д.э.н., профессор школы ИТ-менеджмента АНХ при Правительстве РФ, который напрямую заявил, что BPM – это всего лишь новая упаковка для старых истин, и то, что раньше называлось "инжиниринг", "реинжиниринг", "бизнес-аналитика", сейчас называется Business Process Management.
Как можно было понять из выступления Владимира Чибисова, "ЕвроХим" фактически находится на пути создания собственными силами своеобразного аналога современной и мощной BPM. В частности, уже сейчас в системе созданы рабочие места с действующей в реальном времени финансовой аналитикой, которую возможно осуществлять по миллионам объектов (транзакций). В качестве компонентов системы бизнес-аналитики использованы следующие решения - Oracle BI (для бизнес-аналитики), Oracle Essbase (для EPM по OLAP), язык программирования Python (для Oracle Application, как гибкий язык от Google вместо Jawa), Django (для информационно-аналитического портала с Web 2.0), Google Custom Search/Sphinx Search (для полнотекстового поиска), Adobe Flex (для современных интерфейсов). Все компоненты интегрированы с ERP-платформой Oracle e-Business Suite, работающей в компании.
Федор Краснов, заместитель генерального директора по бизнес-процессам "Акадо ", довел идею простоты подхода к оптимизации бизнес-процессов до логического завершения, отметив, что иногда оптимизировать можно очень просто и вполне эффективно вообще без внедрения каких-либо ИС. Он рассказал, как при помощи трех разноцветных коробок (красной – для сломанного оборудования, оранжевой – для нуждающегося в диагностике и зеленой – для работоспособного) в компании удалось существенно снизить расходы на приобретение абонентского оборудования с целью обновления парка. Вместе с тем представитель "Акадо" подтвердил важность использования процессного управления на уровне методологии, в частности – цепочек создания ценностей и ключевых показателей эффективности (KPI).
От BPM к BPN
Если говорить о перспективах в далеком будущем, то Gartner, помимо конвергенции технологий с целью создания максимально удобного и простого для пользователей продукта, называет и ряд других направлений развития рынка BPM.
Это, во-первых, динамическая ВРМS, которая, по прогнозам Gartner, к 2014 г. станет стандартом, поскольку позволит быстрее и точнее реагировать на изменения в бизнес-процессах. Следующая тенденция – усиление композитного подхода, т.е. сборки бизнес-процесса на базе имеющихся компонент в противовес традиционной разработке новых, что будет способствовать реализации новых подходов к организации совместной работы ИТ-специалистов и бизнес-подразделений. Еще одно направление развития систем BPM - мультикорпоративная интеграция, т.е. интеграция проектов между компаниями. К 2014 году порядка 35% новых проектов такой интеграции будут основаны на сети бизнес-процессов BPN (Business Process Network). И, наконец, - графическое моделирование всеобъемлющих моделей бизнес-процессов, что к 2014 году будут использовать 40% компаний списка Global 2000 (против 6% в 2009 году).
Презентации участников круглого стола
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2247