Смена парадигмы: Предприятия убедились в эффективности BPM
По прогнозам Gartner, рынок систем BPM к 2011 году должен был вырасти до 2,6 млрд долл. Мировой кризис, казалось бы, мог отодвинуть выход на этот уровень. Однако неожиданно для экспертов данный сегмент достиг предполагаемых показателей уже в 2009 году. В чем секрет такой популярности BPM во времена глобального кризиса и спада в ИТ-отрасли? Что в представлениях бизнеса, ИТ-специалистов и экспертов о возможностях BPM ложно, а что - соответствует действительности? На эти и многие другие вопросы, связанные с проблематикой процессного управления, искали ответы участники круглого стола "BPM в России: новый виток развития", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.
Оценивая последствия кризиса в мире и в России, Алексей Борисов отметил, что в нашей стране дела обстоят хуже, чем в мире. В России же, по оценкам Gartner и IDC, общее снижение денежных объемов ИТ-рынка составило 35%, а в сегментах ПО и оборудования — 44% и 48% соответственно. Таким образом, в 2010 году отрасль только начнет медленно восстановливаться, а к докризисным показателям вернется не ранее 2012 года. При этом, отметил Алексей Борисов, рынок BPM как лидирующий сегмент, возможно, вытянет всю ИТ-индустрию.
Восприятие BPM в России
Опросы, проведенные IDC Scheer в 2009 году, показали, что идеи управления на основе бизнес-процессов уже достаточно распространены в России. Согласно этим результатам, 10% респондентов уже закончили описание бизнес-процессов в своей компании, 36% - приступили к подобному проекту, 43% осуществляют это от случая к случаю и только 11% заявили, что вообще не описывают бизнес-процессы. Можно также сделать вывод, что, с одной стороны, в сознании предпринимателей произошло смещение фокуса от описания процессов к эффективному управлению ими (контроль и совершенствование БП), они готовы обсуждать тему процессного управления с поставщиками, с другой же стороны – российский сегмент BPM представляется рынком несовершенной конкуренции и незрелым.
Согласно опросу, проведенному CNews в феврале текущего года (респонденты - банки, крупные торговые сети, телекоммуникационные компании, промышленность, ТЭК, транспорт), 35% опрошенных уже используют BPM (для сравнения, согласно данным февраля 2009 года, – лишь 12% опрошенных ответили, что BPM внедрялась в компании в 2007-2008 гг.).
Популярность BPM в России
CNews Analytics, 2010
И 46,2% принявших участие планируют внедрение в ближайшее время (16% - год назад).
Новые BPM-проекты
Внедрение BPM-системы – процесс, затрагивающий многие департаменты и бизнес-процессы. Соответственно, требования к BPM (причем часто – на фоне завышенных ожиданий) возникают со стороны всех пользователей - ИТ-специалистов, бизнес-аналитиков, руководства компании. Сложности появляются на самой начальной стадии – систематизации бизнес-процессов, когда компании приходится решать по какому пути пойти – привлечь сторонних консультантов (это дорогостоящий процесс), дать задание по формированию требований к БП действующим бизнес-подразделениям (у них нет на это времени), задействовать гибридную схему (консультанты + действующие специалисты) или сформировать в структуре компании специализированное подразделение, которое будет заниматься бизнес-процессами.
Именно последний вариант и был выбран как наиболее оптимальный компанией "Росгосстрах". Об этом рассказала Мария Вожегова, вице-президент по ИТ и операциям компании, в которой стандартизация бизнес-процессов на базе доменной ИТ-архитектуры особую актуальность приобрела в результате недавнего объединения со страховой компанией "Русский Мир".
В отличие от "Росгосстраха", где внедрение процессного управления находится на начальной стадии, в страховой компании РОСНО уже реализован первый проект процессного управления "Урегулирование убытка КАСКО" (продолжительность проекта - с апреля 2008 по июль 2009) на платформе Lombardi TeamWorks. Вячеслав Бутыркин, начальник отдела сервисно-ориентированной архитектуры, руководитель BPM/SOA проектов "Росно", отметил, что внедрение BPM в компании уже начало себя оправдывать с точки зрения автоматизации бизнес-процессов, пользователи готовы принять парадигму BPM и сейчас руководство ожидает оптимизации процессов на основе данных BPM. К подтвержденным недостаткам внедрения докладчик отнес, в частности, низкий контроль изменений кода системы.
В свою очередь Юрий Емельянчиков, главный специалист отдела интегрированных систем менеджмента компании "МРСК Центр", поделился опытом внедрения системы контроллинга бизнес-процессов в одном из филиалов компании на базе платформы Aris. В ходе ее внедрения были выявлены такие существовавшие в бизнес-процессах недостатки как несвоевременный ввод данных в систему, неполнота данных, отсутствие автоматизации некоторых участков, а также различие в управленческих подходах в филиалах и головном офисе компании.
Отличия BPM от ERP и WorkFlow
Эксперты оценивают возраст рынка BPM примерно в десять лет, но, как известно, сама теория процессного управления бизнесом на порядок старше – ей скоро исполнится 100 лет (отсчет ведется с момента издания книги Тейлора "Научный менеджмент", 1911). Соответственно, в силу исторической давности идей управления на основе процессов и по ряду других объективных причин (например, из маркетинговых соображений), принцип процессного подхода декларировался многими вендорами намного раньше появления аббревиатуры BPM – в частности, в связи с внедрением систем ERP или WorkFlow. Так в чем разница между BPM и этими системами? Заменяют они другу друга или дополняют? Что принципиально нового привносит система BPM в бизнес? Многим специалистам, и что особенно важно – руководителям бизнеса ответы на эти вопросы до сих пор не слишком ясны. Без четкого понимания представителями бизнеса специализации BPMS в общем ряду ИТ-систем они останутся недостаточно востребованными. Круглый стол показал, что поставщики решений класса BPM очень хорошо это понимают и стремятся объяснить бизнесу специфику новых технологий и продуктов.
Анатолий Белайчук, президент компании "Бизнес-Консоль", отметил, что все пять лет, в течение которых он занимается внедрением BPMS, он фактически отвечает именно на этот вопрос – что такое BPM и чем системы этого класса отличаются от других программных продуктов, в частности - класса ERP и WorkFlow.
Системы BPM обеспечивают моделирование, исполнение и контроллинг кросс-функциональных бизнес-процессов на уровне компании в целом. Что касается систем класса WorkFlow/ECM, то они с точки зрения постановки целей фактически являются ограниченными в своем применении рамками подразделения, в то время как BPMS нацелены на цепочку создания ценностей компании и конечный результат ее работы – продукт, который она предоставляет своим клиентам. Для решения задач управления на уровне кроссфункциональных процессов, т.е. предприятия в целом, нужен инструментарий, позволяющий синхронизировать независимо протекающие бизнес-процессы. Системы документооборота и BPM, по мнению Анатолия Белайчука, удобно использовать совместно: первые - для хранения, поиска и других простейших операций с документами, а BPM – для реализации динамической составляющей обработки документов (их движение, изменение состояния, увязка в контекст бизнес-процесса в целом и др.).
BPM и ERP-системы в оптимальном варианте также являются взаимодополняющими компонентами ИТ-инфраструктуры. ERP-решения на высоком уровне обеспечивают функционирование каждого подразделения, гарантирует хранение систематизированной информации, тем самым представляя собой источник необходимых систематизированных данных, а BPM способны обеспечить (на основе этих данных) моделирование, исполнение и сквозной контроль бизнес-процессов. Сейчас также становится возможным управление бизнес-процессами посредством ERP-систем - в некоторых из них появился т.н. движок (BPM Engine). Но, по мнению Белайчука, такой вариант, по сути, - попытка решить сложную задачу неадекватным инструментарием и главное – на базе слабой бизнес-методологии.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2247