ИТ-аутсорсинг в России: подъем на фоне удешевления?
Развитие ИТ-аутсорсинга в России в последние годы шло не очень быстро. Сдерживающих факторов было достаточно – и несформированность предложения, и слабый уровень стандартизации услуг, и проблемы регулирования этой деятельности, и опасения утечек в связи с предоставлением своих данных внешней компании. Вопрос цены также являлся серьезным тормозом рынка. С началом кризиса заказчики аналитики заговорили о неизбежном снижении стоимости ИТ-аутсорсинга. Однако никто не ждет, что это случится мгновенно. О том, подешевеет ли ИТ-аутсорсинг в России, а также о том, каким образом его использование может помочь отечественному бизнесу в кризис, рассуждали участники круглого стола "ИТ-аутсорсинг в России", проведенного CNews Conferences и CNews Analytics.
Вице-президент и руководитель коммерческой дирекции "Астерос" Святослав Сорокин также считает переход на аутсорсинг достойным ответом кризису и оптимальным путем решения задач, поставленных перед CIO и ИТ-службами. "Благодаря аутсорсингу у заказчиков появляется возможность сокращения ИТ-персонала, снижения издержек на ИТ-инфраструктуру и операционных ИТ-издержек, повышения отдачи от ИТ и качества ИТ-сервисов, появляется возможность сконцентрироваться на ИТ-стратегии", - отметил он.
Выгоден ли аутсорсинг?
ИТ-директор "Группы АВВ" Владимир Шевченко отметил, что его компании, занимающейся оборудованием и технологиями для электроэнергетики и автоматизации, аутсорсинг обходится вдвое дешевле, чем обходился бы инсорсинг. "Мы перешли на аутсорсинг потому что резко выросло количество клиентов и количество заказов, - отметил г-н Шевченко. - Бизнесу стало необходимо работать в режиме 24х7". В то же время, он не склонен преувеличивать роль и значение аутсорсинга. "Это - обычный бизнес-инструмент, выгодность использования которого можно оценить только в конкретной ситуации, - отметил г-н Шевченко. - Оценка эффективности должна базироваться на анализе релевантных факторов, таких как цели и стратегия компании, финансовые показатели и расчеты, технологические факторы, риски и пр."
Вице-президент Московского банка реконструкции и развития Игорь Кадощук удивлен, что до сих пор ведутся дискуссии по поводу того, удешевляет ли аутсорсинг стоимость сервиса. "Давно понятно, что "правильно организованный" поставщик сервиса делает это эффективнее, чем собственный персонал. Собственный ИТ- департамент – это не рыночный игрок, соответственно, он менее эффективен, - считает он. - Поставщик сервиса располагает многими специалистами различной квалификации, которые загружены более равномерно, чем специалисты заказчика. И, наконец, суммарный опыт и знания аутсорсера в целом более эффективны, чем группы ИТ-сотрудников банка".
Снижение затрат при ИТ-аутсорсинге, по его мнению, происходит за счет экономии на управленческих расходах, отсутствия необходимости приобретать специализированное ПО, снижения расходов за аренду производственных помещений, вычислительной техники, энергоресурсов и пр., отсутствия налогов за сотрудников, а также за счет большего КПД внешнего сотрудника по сравнению с внутренним исполнителем. "Аутсорсер юридически, организационно и финансово отвечает за свою деятельность перед банком, - отметил г-н Кадощук. - Компания-поставщик при необходимости всегда найдет замену своему специалисту, а при его увольнении произведет замену, в то время как собственный сотрудник может уволиться с непредсказуемыми последствиями для ИТ-сервиса".
Заместитель генерального директора IBS DataFort Алексей Сивидов отметил, что при оценке стоимости техподдержки силами собственных сотрудников обычно считаются прямые затраты – зарплата и налоги, при этом "забываются" косвенные затраты (болезни, отпуска, обучение и т.д). В результате получается некорректная стоимость сервиса.
"Если считать косвенные затраты, то ценовое предложение сервис-провайдеров не покажется таким уж дорогим, - отметил он. - И не столь уж большой покажется разница между тем, что я плачу своему персоналу и тем, что хочет от меня получить аутсорсер".
По словам г-на Сивидова, оптимизация процессов позволяет сэкономить до 30% ИТ-бюджета на сервисы. Для этого нужно использовать более совершенную модель управления, разработать механизмы учета, определения приоритетов, распределения и контроля выполнения работ, четко регламентировать деятельность и использовать стандарты. Он отметил, что при использовании автоматизированной системы производительность работы персонала, осуществляющего техподдержку, возрастает до 50%, а деятельность ИТ-службы становится прозрачной.
Спектр аутсорсинговых предложений расширяется
Заместитель руководителя департамента продвижения и поддержки продаж сервисных услуг и аутсорсинга компании "Инфосистемы Джет" Илья Дуров убежден, что базовые инфраструктурные сервисы обязательно нужно передавать на аутсорсинг. Они достаточно стандартны, легко масштабируются, и проще передаются на внешнее управление. Перечисленные характеристики базовых сервисов позволяют ИТ-аутсорсеру повысить их эффективность, снизить расходы на единицу сервиса и поддерживать требуемое качество. Выигрыш для заказчика г-н Дуров видит в эластичности управления ресурсами, сохранении контроля за инфраструктурой и сохранении компетенций.
Он также рассказал об особенностях предоставления компанией услуги по удаленному управлению ИТ-инфраструктурой. По словам г-на Дурова, компания контролирует работу и администрирует активное сетевое оборудование и каналы связи, аппаратное обеспечение серверов и систем хранения, серверные ОС и системное ПО, базовые сервисы, а также СУБД и прикладное ПО.
Мониторинг ключевых параметров систем и отдельных объектов осуществляется в автоматизированном режиме. Заказчик сам выбирает необходимый режим поддержки - до 24х7. Аутсорсинг, который предоставляет компания, дает возможность заказчикам получить сервис заранее оговоренного качества, минимизировать влияние "человеческого фактора" на информационную систему, оптимизировать расходы на эксплуатацию.
Руководитель направления технической поддержки и ИТ-аутсорсинга компании "Крок" Георгий Ованесян рассказал участникам дискуссии о тех подходах, которые предлагаются заказчикам при выведении услуг и инфраструктуры на аутсорсинг. В числе предлагаемых услуг - развертывание решения на базе ЦОД "Крок", мониторинг инженерных систем, обеспечение пожарной безопасности и физической безопасности. К другой группе решений, которые "Крок" позиционирует как аутсорсинг, относятся SaaS (ПО как услуга) и IaaS (инфраструктура как услуга). Предоставление SaaS/IaaS по его словам, сопряжено с рядом сложностей – как для поставщика решений, так и для заказчика. Так, поставщик сталкивается с такими юридическими проблемами, как легитимность использования ПО и соответствие требованиям налоговой службы и ГК. К процессным сложностям г-н Ованесян отнес незрелость рынка, существенные риски при использовании такого подхода, а также разработку бизнес-модели предоставления таких услуг.
Алексей Сивидов рассказал о том, что IBS DataFort предлагает заказчикам хостинг системы управления ИТ-инфраструктурой собственной разработки. "Программно-аппаратная платформа ПАК IBS DataFort позволяет выстраивать и эксплуатировать одновременно несколько независимых информационных систем, автоматизирующих процесс управления ИТ- инфраструктурой, - отметил он. - Разделение затрат на построение и управление ПАК между несколькими заказчиками снижает нагрузку на ИТ- бюджет каждого из них, позволяя при этом эксплуатировать современное, отказоустойчивое решение".
По мнению главы представительства BMC Software в России и СНГ Евгения Кривоносова, рост сложности бизнеса ведет к необходимости изменений в управлении ИТ. "У компаний не получается управлять ИТ "по-старому", - отметил он. – Мы можем предложить унифицированную платформу, которая позволяет управлять ИТ как бизнесом, управлять ИТ- процессами и корпоративной инфраструктурой". По словам г-на Кривоносова, по итогам проектов BMC в России заказчикам при использовании решений разработчика удалось добиться значительного снижения расходов. В частности, на 30% увеличилась производительность персонала, на 25% снизились операционные расходы, а накладные расходы при перезаключении контрактов сократились до 60%. В результате использования решений компании российскими заказчиками также повысилась согласованность действий ИТ и бизнеса, улучшилось качество сервисов, на 75% сократилось количество простоев.
Г-н Сорокин отметил, что эффективным аутсорсинг будет в случае комплексного взгляда на четыре составляющих. Это сопровождение оборудования, сопровождение систем, эксплуатация систем и техническая поддержка. Все эти составляющие являются предметом компетенции "Астерос".
Говоря о текущих аутсорсинговых проектах компании, г-н Сорокин отметил проект по аутсорсингу ИТ-инфраструктуры МРСК Сибири (ставший одним из крупнейших контрактов по сервисному обслуживанию ИТ-инфраструктуры в секторе энергетики). По его словам, 210 ИТ-специалистов ИТ-службы МРСК Сибири переведены в штат "Астерос" по модели аутстаффинга. В течение трех лет они будут обеспечивать работу ИТ-инфраструктуры МРСК Сибири, отвечать за функционирование 185 программных средств и свыше 37 тыс. единиц средств вычислительной техники.
В рамках аутсорсингового контракта с МГТС специалисты "Астерос" до конца 2009 года будут оказывать услуги по текущему ремонту и профилактическому обслуживанию оборудования в 269 отделениях заказчика. Еще один крупный заказчик "Астерос", о котором упомянул г-н Сорокин - это Сбербанк России в Москве и МО. В ходе проекта предполагается сопровождение систем "Клиент-Сбербанк" и Sbersign, а также проведение консультаций по вопросам эксплуатации установленных приложений. Объем обслуживания – свыше 15 тыс. клиентов-юрлиц.
Точки роста
Кризис, как отметили докладчики, оказал существенное влияние на российский бизнес. Наступило время для оптимизации процессов и затрат, концентрации ресурсов на основном бизнесе, потребности бизнеса в эффективной поддержке, необходимость более четкого контроля ИТ-затрат.
Владимир Шевченко убежден, что все перечисленные факторы играют на стороне аутсорсинга. По его мнению, в 2010-2011 гг. на рынке будет наблюдаться рост числа аутсорсинговых проектов и решений. Текущая экономическая ситуация заставит провайдеров более гибко подходить к аутсорсинговым решениям. При этом бизнес наиболее гибких игроков будет расти быстрее.
Он отметил, что сегодня в различных секторах экономики есть достаточное количество примеров успешно реализованных аутсорсинговых проектов. "Сейчас хорошее время для расширения аутсорсингового рынка в России, - считает г-н Шевченко. - У провайдеров после кризиса есть готовность снижать цены на свои услуги, кроме того, большой потенциал для аутсорсеров представляет сотрудничество с небольшими компаниями: в этой нише они могли бы сделать неплохой бизнес".
Аналитики Gartner предполагают, что снижение стоимости актсорсинговых контрактов, возможно, произойдет в ближайшие два года - из-за усиления конкуренции на рынке ИТ-услуг в целом. Однако общее тренд к снижению расходов на ИТ может негативно повлиять на объемы аутсорсинговых контрактов по поддержке ИТ-инфраструктуры в 2009-2010 гг. Но как бы то ни было, считается, что именно позиции аутсорсинга во время кризиса будут наиболее сильны.
Презентации участников круглого стола
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2087