Статья

ИТ-аутсорсинг в России: подъем на фоне удешевления?

Цифровизация Аутсорсинг Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения Маркет

Развитие ИТ-аутсорсинга в России в последние годы шло не очень быстро. Сдерживающих факторов было достаточно – и несформированность предложения, и слабый уровень стандартизации услуг, и проблемы регулирования этой деятельности, и опасения утечек в связи с предоставлением своих данных внешней компании. Вопрос цены также являлся серьезным тормозом рынка. С началом кризиса заказчики аналитики заговорили о неизбежном снижении стоимости ИТ-аутсорсинга. Однако никто не ждет, что это случится мгновенно. О том, подешевеет ли ИТ-аутсорсинг в России, а также о том, каким образом его использование может помочь отечественному бизнесу в кризис, рассуждали участники круглого стола "ИТ-аутсорсинг в России", проведенного CNews Conferences и CNews Analytics.

До осени 2008 года сдерживающими факторами для отечественного рынка аутсорсинга оставались неразвитость направления, негативный опыт, цены, а также риски в плане информационной безопасности. С началом кризиса к этому добавился высокий уровень неопределенности, зависимость ИТ-рынка от сложной ситуации в реальном секторе экономики, а также выжидательная позиция заказчиков.

Но в настоящее время тенденции на отечественном рынке аутсорсинга можно оценить как более оптимистичные. Несмотря на кризис, на фоне сокращения издержек продолжается реализация приостановленных ИТ-проектов.

Заказчики проявляют интерес к эффективному управлению сформированной ИТ-инфраструктурой, решают для себя задачу снижения ТСО. Компании проводят сокращение ИТ-персонала – возможно, это происходит в пользу аутсорсинга.

В то же время, российская экономика в целом замерла в ожидании осени 2009 года – в связи с возможностью "второй волны" кризиса компании готовятся к возможным "заморозкам" проектов и переделу рынка.

Локомотив для ИТ-рынка

По мнению президента НП АСТРА Сергея Македонского, на фоне общего падения ИТ-рынка рынок аутсорсинга сегодня продолжает расти. "Очевидный тренд: в настоящее время доля доходов от ИТ-аутсорсинга у всех поставщиков услуг повышается, - отметил он. - Согласно исследованию АСТРА, они ожидают и в 2009 году роста дохода от ИТ-аутсорсинга".

По данным исследования АСТРА, основными факторами, способствующими развитию ИТ-аутсорсинга в России, являются снижение издержек на ИТ, необходимость автоматизации предприятий, а также изменение технологий управления. В числе основных сдерживающих факторов для развития данного рынка к-н Македонский упомянул общую незрелость рынка и отсутствие стандартов.

Доля услуг ИТ-аутсорсинга в общем бизнесе поставщиков, %

Источник: НП АСТРА, 2009

В АСТРА убеждены, что в России на фоне снижения объема ИТ-услуг сегмент ИТ-аутсорсинга будет тянуть рынок вверх (сейчас рынок демонстрирует 6%-рост). Однако динамика развития отечественного рынка аутсорсинга будет зависеть от темпов выхода из кризиса и других факторов общеэкономического характера.

Наиболее востребованные услуги ИТ-аутсорсинга

Источник: НП АСТРА, 2009

Он также отметил, что если выход из кризиса 1998 года для ИТ-рынка сопровождался ростом интереса к оффшорному программированию, то не исключено, что локомотивом выхода из этого кризиса для ИТ-рынка станет именно сегмент ИТ-аутсорсинга.

Генеральный директор "ГВЦ Энергетики" Евгений Аксенов убежден, что без использования аутсорсинга Россия не проникнет в постиндустриальную экономику. "При хорошем раскладе аутсорсинг может давать до 1-3% от ВВП, - отметил он. – Однако эффективность использования аутсорсинга зависит от подхода: без предпринимательской активности он существовать не может".

Г-н Аксенов убежден в позитивном воздействии аутсорсинга на экономику в целом. Он раскрывает и активизирует потенциал предприятий, приводя к постепенному квалификационному обогащению, структурированию услуг в условиях ротации провайдеров; позволяет снижать и капитализировать затраты; повышает предпринимательскую активность персонала и, следовательно, инновационность предлагаемых сервисных продуктов.

По мнению г-на Аксенова, аутсорсинг позволяет транспонировать затраты в некий дополнительный актив. Например, огромная унаследованная инфраструктура компаний сырьевого сектора – это колоссальные вложения, которые уже были произведены. И по сравнению с ними потребуется совсем немного средств для того, чтобы при помощи аутсорсинга все это хозяйство заработало отлажено и эффективно. "Чтобы воспользоваться рычагами аутсорсинга - надо поймать активность и эффективность, - убежден он. - Для повышения активности необходима соответствующая корпоративная структура. А для роста эффективности нужно перейти от горизонтального управления услугами к вертикальному, бизнес-ориентированному".

При этом г-н Аксенов призвал не ждать мгновенных результатов от использования аутсорсинга и предупредил, что в этот кризис аутсорсинг не успеет помочь заказчикам повысить эффективность. "Любая перестройка бизнес-процессов не способствует быстрому росту эффективности; поэтому переход к аутсорсингу будет сопровождаться ее снижением, что вполне объяснимо: ведь лучшие люди отвлечены на перестройку процессов, - отметил он. – Затем в период 2-3 года будет наблюдаться рост эффективности". Тем не менее, активное использование аутсорсинга может, по его мнению, позитивно повлиять на динамику выхода России из кризиса. "Перемены могут произойти в 2011 году, - отметил он - Когда на открытый рынок выйдут кэптивные структуры - мы получим гигантский сервисный рынок".

Только лишь инструмент

Директор департамента ИТ компании "Русские шины" Марина Аншина отметила, что аутсорсинг сам по себе не дает ни сокращения затрат, ни капитализации. Более того, не все развитые западные и российские компании сегодня используют этот подход. Например, в компании "Сибур - Русские шины" две попытки использовать аутсорсинг разработки ПО потерпели фиаско: это оказалось дорого и некачественно. "У нашего холдинга очень быстро меняются бизнес-процессы, разработка идет непрерывно, - рассказала она. – А с переходом на аутсорсинг разработки ПО у нас получился "долгострой-неудача"".

В кризис выход на аутсорсинг представляется г-же Аншиной достаточно рискованным проектом – в силу возможного ухудшения эффективности в течение достаточно длительного периода. Поддержка инфраструктуры в аутсорсинговом формате всегда будет дороже. По ее мнению, выгодным для заказчика аутсорсинг будет в случае соблюдения ряда условий. Это четкое понимание целей и их достижимости, зрелость выводимых на аутсорсинг процессов, разумный выбор исполнителя, а также его контроль. Помимо материальной выгоды, у аутсорсинга есть еще ряд нематериальных преимуществ, таких как формализация взаимоотношений заказчика и подрядчика, страхование рисков, вывод непрофильных процессов, а также сокращение управленческих затрат. Г-жа Аншина также отметила ряд процессов, которые не пригодны к выводу на аутсорсинг. В их числе - стратегическое развитие компании в области ИТ, построение, оценка и развитие архитектуры предприятия, развитие компетенций сотрудников в области ИТ, а также инновации.

"У противников вывода процессов на аутсорсинг существует ряд опасений. Они боятся критического ухудшения качества поддержки, потери квалифицированного персонала, роста затрат на ИТ, - рассказала она. - Кроме того, к традиционным аутсорсинговым рискам можно отнести угрозы информационной безопасности, потерю управляемости ИТ и снижение гибкости".

Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании "Россервис" Александр Любинский опроверг опасения относительно снижения информационной безопасности при привлечении аутсорсеров. "Тема ИБ-рисков при оказании услуг аутсорсером – это страшилки предыдущих лет, они давно остались в прошлом", - отметил он.

По его словам, неблагоприятная экономическая ситуация сегодня повысила интерес организаций к аутсорсингу как к средству антикризисного управления. "Аутсорсинг действительно является инструментом оптимизации – хотя бы потому, что при таком подходе загрузка персонала приближается к 100%, - отметил г-н Любинский. - У аутсорсера существует возможность выполнить работу за более короткие сроки, с более высоким качеством и с меньшими затратами. Если работа будет сделана некачественно – заказчик может применить к внешнему исполнителю штрафные санкции".

Еще одним преимуществом использования аутсорсинга, по мнению г-на Любинского, является снижение управленческой и административной нагрузки на предприятие за счет уменьшения численности персонала. Кроме того, у предприятия появляется возможность сделать затраты прогнозируемыми и прозрачными, ликвидировать расходы на высвобожденные площади, технику, оборудование рабочих мест, повысить показатель выручки предприятия на одного сотрудника. Аутсорсинг позволяет также решить социальную проблему при увольнениях – часть сотрудников предприятия может быть переведена в штат сервисной сети компании-аутсорсера.

Отметив, что является убежденным сторонником аутсорсинга, он, тем не менее, добавил, что внешним компаниям важно передавать в поддержку только непрофильные функции.

Менеджер по продажам сервиса компании "Открытые Технологии" Алексей Глазов также убежден в том, что использование аутсорсинга в кризис является оптимальным решением.

"Аутсорсер "кровно" заинтересован в успешной поддержке заказчика: ведь при недостаточно внимательном отношении к нему он несет не меньшие риски, чем сам заказчик – это штрафные санкции, угроза потери лояльности заказчика, разрыва контракта, угроза деловой репутации". При этом он убежден, что залогом выполнения требований бизнеса являются четкие формализованные условия SLA: для аутсорсера важна четкая фиксация границ зоны его ответственности, а для заказчика - установление штрафных санкций за несоблюдение условий SLA аутсорсером.