Статья

Российский рынок ЦОД боится дорогого обслуживания

Цифровизация Аутсорсинг Инфраструктура Бизнес-приложения

Стремление крупных компаний внедрять центры обработки данных в России, как и во всем мире, основывается на желании сделать доступной для анализа всю накопленную информацию – чтобы повысить эффективность решения бизнес-задач. Однако даже располагающих достаточными для таких проектов бюджетами предприятия несколько пугает тот факт, что 80% затрат на ЦОД уйдет не на создание, но на обслуживание. Здесь, особенно в ситуации рецессии, получают свой шанс поставщики, готовые предоставить необходимые вычислительные мощности в аренду.

Первые дата-центры, или центры обработки данных в мире появились в 60-х годах прошлого века. Их сердцем были мэйнфреймы. Наиболее распространенные из них – IBM 360. Позже в России их начали клонировать, отказываясь от собственных компьютеров БЭСМ-6, «Мир» и др., инженерные решения которых во многом превосходили американские разработки. В эпоху тогдашних дата-центров Россия вошла с аналогом продукции IBM под названием ЕС ЭВМ. Разные модели этой серии выпускались с 1971 по 1998 г, и ими были оснащены многие советские предприятия и НИИ.

Вычислительные центры (ВЦ), знакомые многим российским инженерам со стажем по ЕС-машинам, получившим широкое распространение в нашей стране — это в определенном смысле прародители современных ЦОД. Общей для нынешних ЦОД и старых ВЦ является идея консолидации ресурсов. При этом ВЦ имели достаточно сложные подсистемы обеспечения необходимой для вычислительной техники среды, которая состояла из подсистем охлаждения, электропитания, безопасности и т.п., многие из которых используются и в современных ЦОД.

С развитием клиент-серверной архитектуры в конце 90-х годов возникла необходимость установки серверов в специальных помещениях — серверных комнатах. Нередко случалось так, что серверы размещали на площади старых ВЦ. Примерно в это время появился термин «дата-центр» (data center), применяемый к специально спроектированным компьютерным помещениям.

Толчок развитию дата-центров в определенной степени дал бум дот-комов. Компании, которым требовались быстрый интернет-доступ и непрерывность ведения бизнеса, стали проектировать специальные помещения, обеспечивающие повышенную безопасность обработки и передачи данных, — интернет-дата-центры (Internet Data Centers). Поскольку все современные дата-центры обеспечивают доступ к интернету, первое слово в названии было упразднено. Со временем появилось отдельное научное направление, которое занимается вопросами оптимизации строительства и эксплуатации дата-центров.

Российский старт

В России первые ЦОД стали появляться в 2000-ом году. Основными клиентами ЦОДов тогда были банковские структуры, нефтяная отрасль и государственные органы. Еще в 1999 году заработал первый опытный российский ЦОД при одной из налоговых инспекций, который обрабатывал декларации и справки о доходах жителей Москвы и Московской области. Одним из первых крупных российских ЦОДов был центр Сбербанка. Сбербанк РФ входит в число самых крупных территориально-распределенных бизнес-структур в России. А в условиях, когда практически в каждом населенном пункте страны действует отделение банка, задача консолидации и централизованной обработки информации оказывается на одном из первых мест.

Один из первых коммерческих дата-центров в Москве был построен британским оператором Cable&Wireless в 2000г. Следует отметить, что широкого спроса на услуги коммерческих дата-центров в России в то время не наблюдалось, и дата-центр практически простаивал в течение 3 лет, что в некоторой степени отразилось на решении оператора сократить свой бизнес в России и продать ЦОД нидерландскому холдингу IONIP b.v., который до недавнего времени был представлен в России компанией Widexs Svyaz LLC.

Однако в 2003 году ситуация стала резко меняться, появился спрос как со стороны хостинг-провайдеров, чей бизнес начал испытывать бурное развитие, так и со стороны корпоративных клиентов и банковских структур, чья ИТ-инфраструктура должна была отвечать международным стандартам, в том числе и в рамках выхода на IPO.

В том же 2003 году при поддержке "Ростелекома" в Чувашии открылся первый в России республиканский центр обработки данных, который использовался для систематизации архивных данных, обеспечивал органы местной власти. Кроме банковской отрасли, крупные заказчики первых ЦОД в России были и в нефтяной отрасли, уровень развития которой так же жестко ставил вопрос о создании единых центров обработки информации.

Рост популярности

Появление центров обработки данных можно считать вполне закономерным явлением. В последние десять лет информационные технологии развиваются, скорее, эволюционным путем, а такие показатели, как емкость запоминающих устройств, производительность компьютеров и возможность интеграции географически распределенных информационных систем, накапливали свой потенциал постепенно. Еще лет пять тому назад мощность серверов и пропускная способность телекоммуникационных линий оказывались явно недостаточными для создания интегрированных центров. Лишь несколько лет назад ведущие поставщики предложили рынку решения, ставшие технической предпосылкой для создания полноценных ЦОД.

С другой стороны, и сами заказчики не так давно «доросли» до необходимости создавать центры обработки информации. В роли первых ласточек, как всегда, выступили крупнейшие зарубежные компании. По мнению многих аналитиков, основной причиной здесь выступали именно «экономические» параметры ЦОД, что позволяло крупным корпорациям снизить издержки. Прежде всего, речь шла о предприятиях с территориально-распределенной инфраструктурой.

Простые подсчеты показывали, что содержание двух высококвалифицированных специалистов, которые постоянно обслуживают общий центр обработки данных, требует куда меньших затрат, чем необходимость содержать несколько десятков технических работников в офисах, расположенных в разных городах. Кроме того, хотя создание единого центра и оказывается дороже по стоимости начальной закупки, в эксплуатации ЦОД явно дешевле — зарубежный опыт показывает, что затраты на центр обработки данных, как правило, распределяются по классической «формуле»: 20% на создание и 80% на обслуживание.

Другой причиной роста популярности ЦОД стала необходимость эффективного решения бизнес-задач. Предприятия, обладающие достаточными ИТ-бюджетами для создания ЦОД, накапливали огромные массивы информации, которую необходимо было анализировать в едином центре. Долгое время оперативные данные территориально-распределенных компаний оставались разобщены, что порой лишало руководителей даже технической возможности консолидировать их для анализа. Однако необходимость консолидации нарастала — как производная от реальных потребностей бизнеса, существующего во все более конкурентной среде. Разумеется, стремление крупных компаний внедрять центры обработки данных в России основывается, в первую очередь, на желании сделать наконец-то доступной для обработки и анализа всю имеющуюся информацию.

78% ЦОД - в Москве

В настоящий момент рынок коммерческих ЦОД в России представлен как традиционными операторами связи, так и провайдерами, услуги связи для которых скорее являются не основным видом бизнеса, а некоторым обязательным дополнением. Следует отметить, что провайдеру услуг ЦОД необходимо обеспечить клиентов такими услугами связи как передача данных и телематика, сдача каналов в аренду, что требует получения соответствующих лицензий. Однако эти услуги можно также организовать через любого лицензированного оператора связи, работающего в данном регионе, предоставив клиентам возможность напрямую заключать договора с операторами, присутствующими в дата-центре.

Анализ текущей ситуации на рынке говорит о том, что распределение ЦОД В России крайне неравномерно. По некоторым оценкам на долю Москвы приходится около 78% всех имеющихся ЦОД, Санкт-Петербурга около 12%, на долю остальной России – до 10%. Более или менее достоверную информацию по количественным показателям рынка можно получить по московским компаниям-владельцам ЦОДов – игроков, существенно влияющих на общие тенденции рынка.

Хотя, за редким исключением, по своим масштабам и качеству отечественные ЦОД почти всегда существенно уступают зарубежным, в Москве и области уже реализовано несколько крупных программ строительства не только отдельных ЦОД, но и их сетей. Как правило, все серьезные игроки на рынке ЦОД в Москве заявляют о соответствии их дата-центров уровню Tier 3, а также о готовности обеспечить клиентское оборудование питанием из расчета 5кВт на стойку. При этом возможны разные варианты выделения дополнительной мощности на нестандартные стойки и энергоемкое оборудование.

Крупнейшие проекты

Один из наиболее заметных игроков этого рынка — Stack Group - с 2004 г. развивает сеть коммерческих ЦОД Stack Data Network (SDN). Компании удалось стать крупным поставщиком услуг аутсорсинга отказоустойчивой инфраструктуры ЦОД. Суммарная проектная емкость действующих узлов SDN — 800 стоек, их общая площадь превышает 4000 кв.м. В конце мая, с вводом в эксплуатацию первого этапа третьей очереди основного ЦОД Stack M1, площадь ЦОД этой сети увеличилась еще на 1500 кв.м. Они оснащены инженерными системами с уровнем надежности Tier III.

В свою очередь, в 2007 году российская компания Integrated Services Group (ISG) начала реализацию программы строительства сети ЦОД, обслуживанием которых занимается ее дочерняя структура. Сеть ЦОД планируется объединить в кольцо с помощью федеральных операторов связи, а также собственных канальных емкостей. В Москве осенью 2007 года введен в эксплуатацию ЦОД, полезной технологической площадью 500 кв.м, способный разместить 200-230 стоек. Летом 2008 года начато строительство второго ЦОД, состоящего из двух технологических помещений общей площадью 1000 кв.м, предполагаемое количество стоек составит 350 – 400 штук. Также компания приступила к созданию крупнейшего в Европе ЦОД в Дубне общей площадью 20 тыс. кв.м и энерговооруженностью 25 МВт. Предполагалось, что ЦОД разместится на площади 4,3 га, а модульный принцип позволит вводить мощности поэтапно: планируемые четыре типовых двухэтажных здания-модуля будут вводиться в эксплуатацию поочередно. Однако резкое изменение экономической ситуации в мире и в России заставило отложить эти планы на неопределенный срок. ЦОД ISG предоставляют клиентам услуги размещения оборудования, хранения и резервного копирования данных, аренды волоконно-оптических линий связи до московских коммутационных центров ММТС 9 и ММТС 10 (1 или ю Гбит/с), офисных помещений для размещения персонала.

В сентябре 2007 года телекоммуникационная компания «Синтерра» объявила программу создания национальной сети из 40 центров обработки, хранения и распространения информации. Проект получил название «40x40», так как в нем представлены 40 крупных городов всех семи федеральных округов России, а пропускная способность каналов связи каждого ЦОД, подключаемого сразу к двум волоконно-оптическим кольцам сети DWDM «Синтерра», составляет 40 Гбит/с (4x10 Гбит/с). Центры строятся в соответствии с модульным принципом и расширяться по мере необходимости. Типовой проект площадью 500-1000 кв.м на 200-300 стоек предусматривает подвод мощности 1,5-2 МВт, два независимых энерговвода от подстанций, наличие резервного электропитания (ДГУ) и уровень доступности 99,985 %. Компания планировала к концу 2008 г. ввести в строй 16 площадок, а в течение 2009 — еще 24. Параметры работы ЦОД отслеживаются как локально, так и дистанционно из центра управления сетью «Синтерра». Один из типовых дата-центров уже введен в эксплуатацию в Москве.

Одним из первых владельцев ЦОД – провайдеров услуг размещения оборудования является компания WideXs Svyaz LLC, которая унаследовала российские активы глобального оператора Cable&Wireless в 2003 году. Сегодня компания имеет одну технологическую площадку около 2000 кв.м, оснащенную 1 МВт электроэнергии, и частично застроенную модулями под размещение оборудования ЦОД. Все энерговводы резервируются дизельными генераторами, работающими без дозаправки до 8 часов. В 3-х модулях имеется возможность разместить до 300 стоек, однако компания испытывает серьезные трудности с подведением энергетических мощностей на объект и практически перестала предлагать услугу collocation новым клиентам. Однако дата-центр имеет разветвленную телекоммуникационную инфраструктуру, с прямыми каналами на Запад. В дата-центре присутствуют многие национальные и международные операторы, что делает эту площадку довольно привлекательной для международных компаний.

Телекоммуникационная компания Caravan также имеет свой ЦОД в Москве. ЦОД Caravan представляет собой единую, логически завершенную систему независимых защищенных дата-центров (гермозон), оснащенных всеми необходимыми системами жизнеобеспечения, отказоустойчивости и безопасности. Общая площадь ЦОД составляет более 1000 кв.м. ЦОД оснащен всеми необходимыми системами жизнеобеспечения: системами бесперебойного питания, кондиционирования, пожарной безопасности, зарезервированными по схеме N+1. Энергообеспечение ЦОД осуществляется от 2-х независимых линий высокого напряжения, 10 кВ каждая, через устройство АВР высокого напряжения и 2-х трансформаторных подстанций, мощностью 1000 кВА каждая. Общая мощность составляет порядка 2 МВт, что позволяет разместить порядка 250 серверных шкафов.

Свои дата-центры в Москве есть также и у крупных операторов связи, таких как «Комстар», «Центральный телеграф», «Голден Телеком». Солидные российские интернет-компании имеют уже по нескольку дата-центров. Например, совсем недавно появилось сообщение о том, что «Яндекс» открыл новый (уже четвертый по счету) дата-центр на 3 тыс. серверов (занимаемая площадь — 2 тыс. кв.м, подведенная мощность — 2 МВт). Новый комплекс оснащен прецизионными системами охлаждения, позволяющими снимать до 10 кВт со стойки, источниками бесперебойного питания и дизельными генераторами. Дата-центр подключен к московскому оптическому кольцу Яндекса, которое соединяет другие дата-центры и офисы Яндекса, а также к М9 и М10 — традиционным точкам обмена трафиком с провайдерами.

До середины 2009 года в 44 центрах субъектов Федерации открылись вновь создаваемые ЦОД - в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Самаре и Челябинске. Интеграторами проекта являются «Крок», «Техносерв» и Integrated Service Group (ISG).

Собственные ЦОД в России имеют не только коммерческие, но и государственные структуры, такие как МВД, МЧС и ФНС. Сегодня все больший интерес к ЦОД начали проявлять представители энергетической отрасли — в последнее время там стартовал ряд проектов по созданию аналитических, биллинговых и ERP-систем, использующих технологии ЦОД.

Сергей Шуршалин