Российские аутсорсеры меньше пострадали от кризиса
Аутсорсинг ИТ-услуг по-прежнему является основным компонентом в структуре российского экспорта ПО. Этот сегмент практически не испытал на себе негативного влияния экономического кризиса. Однако российские компании-аутсорсеры все меньше ориентируются на американский рынок. Эксперты уверены, что в настоящее время существует много факторов, позитивно влияющих на развитие российского рынка разработки ПО.
Российская индустрия экспорта программного обеспечения в 2009 г. впервые столкнулась с приостановкой темпов роста. Такие данные приводятся в исследовании ассоциации "Руссофт". По оценке аналитиков, общий объем экспорта ПО из России составил в 2009 г. 2750 млн долл. (на 150 млн долл. выше по сравнению с 2008 г.), из которых 1400 млн долл. приходится на разработку ПО. При этом объемы разработки ПО не изменились по сравнению с 2008 г., и пятипроцентный суммарный рост объясняется исключительно успехами компаний, экспортирующих готовое ПО.
Таким образом, 2009 год стал первым годом, когда российская экспортная разработка ПО не увеличилась в объемах. Однако существенно и то, что она не продемонстрировала падения. В условиях глобального экономического кризиса и спада ИТ-отрасли в России вполне можно было ожидать и такого результата. По данным Минэкономразвития и Минкомсвязи, российский ИТ-рынок в 2009 г. пережил спад на 13-14%, однако по сведениям IDC, спад достиг 22% – при расчете в рублях и 37% – при расчете в долларах.
Экономический спад действительно негативно отразился на компаниях, предоставляющих ИТ-услуги для российского рынка. По данным "Руссофт", оборот компаний, в совокупной выручке которых доля экспорта составляет менее 25%, уменьшился на 11%. А у компаний с долей экспорта 75% и выше оборот, напротив, вырос на 2%. Так что заказная разработка продолжает играть ведущую роль в российском экспорте ПО.
Источник: Руссофт, 2010
"Российский рынок, будучи наименее зрелым, оказался и самым нестабильным, – рассказал CNews директор по развитию бизнеса в России компании "Рексофт" Евгений Одинцов. – Западноевропейские заказчики практически не изменили объем заказов, а вот количество контрактов в США у нас выросло". Заказчиками российских аутсорсеров являются компании, представляющие те страны и отрасли экономики, которые наиболее пострадали от кризиса. "Известно, что для российских сервисных компаний основными являются рынки США и Западной Европы, что большое значение для отечественных аутсорсеров имеет ситуация в глобальном банковском секторе, - отмечают аналитики "Русссофт". - Таким образом, значительная часть клиентов российских разработчиков заказного ПО находилась в самом эпицентре потрясений мировой экономики".
Впрочем, с такой точкой зрения согласны не все. "Рецессия в мировой экономике практически не отразилась на развитии компании, а быть может, даже ускорила его, – отметил в беседе с CNews Игорь Пируян, вице-президент нижегородской компании Mera, специализирующейся на выполнении НИОКР для крупных международных телеком-операторов. - За время кризиса мы подписали контракт с ведущими игроками телеком-рынка". По его словам, успеха удалось добиться благодаря тому, что Mera сделала ставку на технологии, изначально направленные на сокращение издержек – это современные решения в сфере корпоративных коммуникаций, сети связи нового поколения, мобильные приложения и т.д. Кроме того, компания задолго до кризиса провела диверсификацию бизнеса, расширила клиентскую базу.
Кризис, в первую очередь, затронул небольшие российские компании с оборотом менее 0,5 млн. долл. По оценкам "Руссофт", более ста из них не смогли пережить сложный период 2008-2009 гг. Однако доля подобных компаний в совокупном российском экспорте услуг по разработке ПО составляла лишь около 2%. Примечательно, что зарубежные ИТ-поставщики во время кризиса также существенно снизили активность в российских центрах разработки ПО – их доля в российском экспорте ПО снизилась с 15% до 12%.
Крупные компании относятся к кризису спокойнее. По мнению заместителя генерального директора компании Epam Systems по развитию бизнеса и работе с заказчиками Артака Оганесяна, кризис не привел к структурным сдвигам на российском рынке заказной разработки ПО, но рынок стал более зрелым. "Заказчики стали грамотно планировать сроки и стоимость проектов, заранее рассчитывают их окупаемость, – считает он. - Кроме того, кризис отчасти стимулировал появление "прорывных" решений, когда компания, воспользовавшись проблемами конкурентов, собирается резко расширить свой бизнес, быстро выйти на новый рынок и поэтому нуждается в новых ИТ-системах". К числу таких решений г-н Оганесян относит, в первую очередь, электронные торговые площадки, онлайн-продажи и мобильные приложения.
Кризис изменил структуру рынка и приоритеты
В структуре доходов российских компаний, экспортирующих ИТ-услуги, за прошедший год произошло лишь одно существенное изменение: увеличилась доля услуг, связанных с поддержкой ИТ-инфраструктуры. Если в 2008 г. такие услуги составляли лишь 4,5%, то в 2009 г. они обеспечивали уже 12% дохода сервисных компаний. Однако поддержку ИТ-инфраструктуры в состоянии предоставлять лишь достаточно крупные компании: среди участников с опроса с оборотом менее 0,5 млн долл. не оказалось ни одного аутсорсера ИТ-услуг.
Источник: Руссофт, 2010
Для российских компаний-экспортеров ПО последовательно продолжает снижаться важность североамериканского рынка. Если в 2006 г. рынок США и Канады считали ключевым 52% опрошенных компаний, то в 2009 г. их доля снизилась до 26%. Важность российского рынка для экспортеров ПО возросла с 42% в 2007 г. до 72% в 2009 г. Аналитики "Руссофт" считают, что спад интереса к североамериканскому рынку в основном демонстрируют малые компании, в то время как 63% крупных экспортеров ПО продолжают считать этот рынок важным.
Облачные вычисления не угрожают российским экспортерам ПО
В целом, российские компании по разработке ПО видят в облачных вычислениях скорее дополнительную возможность, нежели конкурентную угрозу. "Казалось бы, у каждого предприятия будет возможность за очень небольшую абонентскую плату арендовать все необходимые приложения с теми настройками, которые необходимы именно им: никакой потребности в кастомизации, в локальной настройке для пользователей, – говорит Евгений Одинцов. - Однако в реальности ситуация обстоит существенно сложнее: для ряда компаний миграция на "облака" невозможна в силу специфики их бизнеса. К тому же, даже "облачный" софт кому-то нужно писать. Так что вне зависимости от развития облачных технологий наши заказчики останутся вместе с "Рексофтом".
С этим согласен и Артак Оганесян из Epam, считающий, что везде, в том числе и в "облаках", работают решения, созданные производителями ПО. По мнению Игоря Пируяна из Mera, "облака" представляют для аутсорсинга разработки ПО лишь незначительную конкуренцию. "Это угроза, скорее, для ITO-компаний, чем для поставщиков "заказного" ПО, - уверен он. - В портфолио Mera имеется лишь 5-10% решений, которые потенциально могут быть переведены на данную технологию. По этой причине мы видим «в облаках», скорее, новую возможность для сотрудничества с действительными и потенциальными заказчиками“.
Примечательно, что российские компании сами все чаще открывают центры разработки за рубежом. В 2009 г. 6% компаний, опрошенных "Руссофт", имели центры разработки на Украине и столько же – в Белоруссии. В 2008 г. эта доля составляла лишь 4%. Вместе с тем, перемещение центров разработки в Белоруссию и на Украину вряд ли приобретет массовый характер. "Были опасения, что в связи с заменой ЕСН страховым взносами и отменой льгот для производителей ПО объемы разработки ПО в России сократятся, а компании перенесут свое производство на Украину и в Белоруссию, - рассказывает Артак Оганесян. - Но буквально на днях Госдума РФ приняла закон о вводе льготных ставок страховых взносов для российских аутсорсинговых компаний, поэтому появилась уверенность в том, что разработка ПО в России будет развиваться".
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2441