Статья

Облачные вычисления перевернут аутсорсинг "с ног на голову"

Цифровизация Аутсорсинг Облака Инфраструктура

Аналитики пророчат облачным вычислениям самые радужные перспективы и утверждают, что "облака" перевернут наши обычные представления об аутсорсинге "с ног на голову". Но ставить крест на традиционном аутсорсинговом бизнесе рано: он будет существовать еще долгие годы.

Облачные услуги пока не представляют серьезной угрозы для аутсорсинга, так как контракты, которые к настоящему моменту уже подписаны или находятся на стадии обсуждения, будут оставаться в силе еще от 5 до 10 лет. Такого мнения придерживается Рольф Джестер, аналитик и вице-президент Азиатско-Тихоокеанского подразделения Gartner по ИТ-услугам. "Людям не свойственно меняться сразу после появления чего-то нового", — считает он. - С точки зрения покупателей - в сфере облачных вычислений все еще имеются нерешенные вопросы, связанные с безопасностью и приватностью данных".


Крупные ИТ-заказчики не станут отказываться от аутсорсинговых контрактов, которые они уже заключили

Традиционный контракт на аутсорсинг предполагает подписание "мега-соглашения" на несколько лет с поставщиком ИТ-услуг, который берет на себя реализацию определенных функций компании. Однако, согласно исследованию Gartner, такие крупные контракты имеют тенденцию к спаду. Аналитики компании предсказывают, что к 2012 году облачные услуги будут обеспечивать не менее 50% нового спроса на управление ИТ-инфраструктурой. Господин Джестер поясняет: "Ключевое слово здесь — "новый спрос". Крупные ИТ-заказчики, такие как банки или государственные учреждения, не станут отказываться от аутсорсинговых контрактов, которые они уже заключили. Они также не будут "списывать" и находящиеся в эксплуатации собственные ИТ-системы".

Директор по маркетингу и работе с партнерами компании Parallels в РФ, странах СНГ и Балтии Константин Анисимов, прогнозирует, что "новый спрос", о котором говорит Джестер, придет со стороны предприятий малого и среднего бизнеса. Официально во всем мире их насчитывается примерно 73 млн, но к ним можно смело прибавить порядка 100 млн так называемых home offices и еще примерно 60 млн неучтенных малых предприятий в Китае. Неудивительно, что все они обеспечивают 40% оборота мировой ИТ-индустрии.

Несмотря на это, аналитик Gartner убежден, что облачная модель перевернет аутсорсинг "с ног на голову". В отличие от традиционной модели, когда представители сервис-провайдера сами проводят аудит информационных систем заказчика, оценивая его потребности и договариваясь о тех функциях, которые будут переданы на аутсорсинг, поставщик облачных решений предоставляет клиенту возможность самому отобрать нужные услуги и определить, в каком объеме они ему потребуются.

"Значит ли это, что в традиционном аутсорсинге отпадет необходимость?" – задает вопрос г-н Джестер. И поясняет, что если речь идет о долгосрочной перспективе – то несомненно. Однако "долгосрочная перспектива" — это необязательно "завтра".

Облачные провайдеры как будущие лидеры аутсорсинга

Точка зрения аналитика Gartner серьезно контрастирует с мнением двух консультантов A.T. Kearney. Арджун Сетхи и Оливер Арьес убеждены, что аутсорсинг "каким мы его знаем" должен исчезнуть в ближайшие пять лет. Традиционная модель аутсорсинга, по их мнению, включает такие компоненты, как долгосрочные контракты, заказное ПО, унаследованное ПО и работы по системной интеграции. Они прогнозируют, что Amazon и Google выиграют по всем статьям и станут "будущими лидерами аутсорсинга", в то время как сегодняшние ИТ-гиганты, такие как Microsoft, Oracle и SAP, лишь "имеют шансы для выигрыша". Индийским же ауторсинговым компаниям средней руки предсказывается роль "проигравших", и даже такие крупные игроки, как Infosys и Wipro, рискуют потерять свое конкурентное преимущество.

Однако, по мнению господина Джестера, конкуренция на формирующемся рынке аутсорсинга будет происходить между четырьмя классами сервис-провайдеров: традиционные ИТ-компании, телеком-операторы, веб-игроки (подобные Amazon Web Services) и компании, специализирующиеся на предоставлении бизнес-услуг или управленческого ПО