Статья

ИТ-аутсорсинг в России: вчера было рано, завтра будет поздно

Бизнес Цифровизация Аутсорсинг Финансовые результаты

Сегодня российские компании начали активный поиск новых путей оптимизации своих операционных расходов. В части ИТ одними из наиболее перспективных направлений могут стать аутсорсинг и SaaS, считает Алексей Грушичев, директор Департамента сервиса "Техносерв Консалтинг".

CNews: Не секрет, что отношение к ИТ-аутсорсингу в России было и остаётся в основном скептическим, особенно в самом ИТ-сообществе. Что-то изменилось за последнее время?

Алексей Грушичев: Прежде всего, у бизнеса появились необходимость и возможность более пристально взглянуть на варианты сокращения своих затрат. Конечно, задача по оптимизации операционных расходов всегда в той или иной степени стоит перед любой компанией. Но раньше пути её решения были просты и очевидны ("quick wins"), а в период кризиса стали просто способом выживания любой ценой, даже в ущерб развитию бизнеса. Сейчас большинство или, как минимум, многие компании уже научились строить и поддерживать свой бизнес более-менее эффективно, без необоснованных затрат.


Алексей Грушичев: Задача по оптимизации операционных расходов всегда в той или иной степени стоит перед любой компанией

И теперь в выигрыше могут оказаться те, кто не остановится только на устранении очевидных источников потерь и выполнении простейших шагов по сокращению издержек. Наиболее "продвинутые" владельцы и менеджеры уже задумываются о новых (для российского рынка) способах повышения эффективности затрат и снижения операционных расходов. Конечно, такие способы менее очевидны, более сложны в реализации и в среднем приносят "всего-навсего" 10-15% экономии. Но в условиях конкурентного рынка это "целых" 10-15%.

CNews: И вы видите аутсорсинг ИТ-услуг одним из таких способов?

Алексей Грушичев: Конечно, причём как для малого и среднего бизнеса, так и для больших организаций. Правда, перспективы развития сегмента СМБ в России пока туманны, и это не позволяет крупным российским ИТ-компаниям всерьёз пойти на этот рынок. Пожалуй, единственное, что они действительно могут сейчас предложить для малых и средних предприятий – недорогие типовые (отраслевые) информационные решения, особенно по схеме SaaS (Software as a Service).

CNews: Тем не менее вплоть до недавнего времени крупные удачные проекты по ИТ-аутсорсингу в России можно было пересчитать по пальцам одной руки.

Алексей Грушичев: Да, это так. Поскольку, как правило, отсутствовали ключевые факторы успеха. Первый – заинтересованность бизнеса. Второй – наличие поставщиков, умеющих построить и способных обеспечить эффективное ИТ-обслуживание бизнеса по аутсорсинговой схеме при устойчивом качестве за разумную цену. Третий – высокий уровень зрелости внутренних ИТ-процессов заказчиков, достаточный для того, чтобы их можно было передать на аутсорсинг.

О первом факторе мы уже упомянули. В продолжение могу сказать, что в последние год – полтора к нам в "Техносерв Консалтинг" (по своей инициативе!) регулярно обращаются из руководства ведущих российских компаний с предложением рассмотреть варианты аутсорсинга их ИТ-функций с расчётом на сокращение ИТ-бюджета и дальнейшую оптимизацию поддержки и развития ИТ-систем. Так что мой оптимизм по этому вопросу достаточно обоснован.

CNews: И уже есть конкретные результаты?

Алексей Грушичев: Есть, хотя подобного рода проекты и соглашения почти всегда готовятся очень долго в силу своей сложности во всех аспектах – организационных, юридических, технологических и прочих. Тем не менее мы уже заключили сделку с одним из крупнейших российских банков и завершаем согласование ещё по двум клиентам.

CNews: С первым фактором понятно. А как остальные два?

Алексей Грушичев: Чувствую и понимаю лёгкий скепсис в вашем вопросе. Очень много написано про то, чем аутсорсинг хорош, почему его надо использовать… и почему он никогда эффективно не заработает на практике. Полагаю, в действительности большинство негативных мнений было вызвано неготовностью участников процесса к работе в новых условиях по новым правилам, причём как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. А самое главное – нежеланием научиться так работать. Сложно продвигать инновации, если они затрагивают такую консервативную вещь как менталитет. Но всё меняется, нужно только время.

В качестве примера могу привести собственный опыт. В 2005 году я работал ИТ-менеджером в международной пивоваренной компании, которая решила передать свои ИТ-функции на аутсорсинг. Тогда для меня и моих коллег это был культурный шок. Но сейчас я с благодарностью вспоминаю этот проект, который позволил мне по-новому взглянуть на свои возможности, расширить кругозор и получить новые знания. С тех пор я стал, в некотором смысле, энтузиастом сервисного подхода к ИТ и аутсорсинга – как логичного проявления такого подхода -, посвятив много усилий его продвижению на рынке ИТ-услуг. И я рад, что по прошествии времени тема ИТ-аутсорсинга в России становится по-настоящему актуальной и воплощается в реальные проекты. А у меня вместе с сотрудниками нашего департамента есть возможность принимать в них самое непосредственное участие. Это всегда и сложно, и интересно, и поучительно, поскольку типовых аутсорсинговых проектов просто не бывает.

CNews: А можно ли уже говорить и о "высоком уровне зрелости внутренних ИТ-процессов заказчиков"?

Алексей Грушичев: Знаю на примере многих из наших клиентов, что да. Но даже если потенциальные заказчики пока не могут похвастаться стройной и детализированной структурой своих ИТ-процессов и услуг для бизнеса, сама подготовка перехода на аутсорсинговую схему позволит провести аудит текущей ситуации, дать рекомендации по её оптимизации и повысить прозрачность ИТ-расходов, отнесённых на конкретные ИТ-функции и системы, необходимые для поддержки тех или иных бизнес-процессов. Этот "побочный эффект" очень ценится бизнесом. И мы, безусловно, помогаем в решении этих задач подготовительного периода.

CNews: Таким образом, "Техносерв Консалтинг" полностью готов осуществлять ИТ-аутсорсинг для своих клиентов?

Алексей Грушичев: У нас есть для этого всё – компетентные специалисты, отлаженные процессы, современные технологии и успешный опыт. И, что немаловажно, – активная поддержка со стороны руководства ГК "Техносерв" на самом высоком уровне. Мы понимаем – "вчера было рано, завтра будет поздно". И не собираемся следовать юмористическому продолжению этого известного выражения.

CNews: Какому?

Алексей Грушичев: "А сегодня - некогда".