Статья

Долгосрочные ИТ-стратегии отложены до лучших времен

Интеграция Аутсорсинг Инфраструктура
мобильная версия

Изменившиеся экономические условия не могли не повлиять на ИТ-стратегии российских компаний. Бизнес вынужден стремительно сокращать расходы. И затраты на информатизацию не стали исключением. Тем не менее, по мнению участников рынка, кризис, замедляя развитие ИТ в российских компаниях, не может его остановить. Но перемены в выборе приоритетов для отечественного бизнеса – налицо. Главная из них – ставка на краткосрочные и недорогие ИТ-проекты, которые остаются актуальными для бизнеса даже в условиях сокращения издержек. О том, как обосновать ИТ-инвестиции в условиях экономического кризиса, о наиболее приоритетных ИТ-расходах в условиях нестабильности, об изменении характера деятельности и структуры ИТ-отделов предприятий, шла речь на круглом столе CNews "ИТ-стратегии в условиях кризиса".

По оценке Gartner, на фоне глобального экономического кризиса объем ИТ-затрат в мире сократится сильнее, чем во времена краха дот-комов. Аналитики считают, что восстановление мирового ИТ-рынка начнется лишь в 2010 году, причем будет происходить очень медленно. В такой ситуации об имиджевых внедрениях речи больше не идет, все ИТ-инвестиции теперь должны быть серьезно обоснованы. Решение о внедрении той или иной системы принимается ИТ-директорами на основании глубокого анализа экономических выгод, причем выгод очевидных и по возможности быстрых. Долгосрочные же, стратегически ориентированные ИТ-инициативы откладываются на потом, а уже начатые – замораживаются.

По данным проведенного CNews Analytics опроса российских ИТ-директоров, главным приоритетом для CIO сегодня является снижение расходов. Этот фактор в качестве ключевого выделили 80% респондентов. В то время как лишь год назад наиболее значимым его считали только 40% опрошенных.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Все ИТ-инвестиции теперь должны быть серьезно обоснованы

Другими ключевыми тенденциями, озвученными респондентами, стало смещение предпочтений корпоративных и частных пользователей в сторону менее дорогих ИТ-продуктов, увеличение сроков использования уже приобретенных аппаратных и программных средств, а также перенос на неопределенные сроки новых проектов.

Влияние кризиса на ИТ-стратегию компании, 2009

Источник: CNews Analytics, 2009

В 2009 году бизнес-руководителям приходится бороться с уменьшившимися доходами и прибылями, им требуется изменить свой бизнес в соответствии с новыми реалиями. Соответственно, и от CIO в этом году требуется готовность к экстраординарным запросам и изменениям. В то же время, неблагоприятная экономическая ситуация привела к тому, что бизнес урезал затраты на ИТ, возможно, сократил штат ИТ-специалистов. И растущие требования бизнеса, таким образом, придется реализовывать в режиме "сокращенных возможностей".

Подход к оптимизации затрат

Источник: CNews Analytics, 2008

Основных "кризисных" проблем бизнеса несколько. Одна из них – это реструктуризация бизнеса: организационная, финансовая, корпоративная, общеотраслевая. Другая сложность связана с невозможностью бизнеса быстро реагировать на изменения. Большинство компаний сократило свою деятельность до масштабов, достаточных для выживания в краткосрочной перспективе и для того, чтобы уделять хотя бы минимальное внимание возможности развития. Помимо этого, крах финансовой системы обусловил потерю доверия на рынке в целом, поставил под сомнение прозрачность экономики. Бизнес боится того, что кризис может способствовать тому, что ужесточению контроль за деятельностью компаний со стороны регуляторов.

Влияние кризиса на ИТ-бюджет компании (2009)

Источник: CNews Analytics, 2009

В ответ на эти вызовы ИТ-директор может предложить бизнесу ряд тактических шагов. В их числе может быть отмена крупных проектов, несовместимых с попытками выжить в критической ситуации, существенное снижение расходов и сокращение персонала. ИТ-подразделение может сформировать "команду быстрого реагирования", способную проявить гибкость в ситуации неопределенности и растущих рисков. В компетенции ИТ-директора также может быть пересмотр соглашений с поставщиками и подрядчиками, возможно – переход на более выгодные условия сотрудничества. CIO также может оказать содействие бизнесу в повышении прозрачности (с помощью соответствующих ИТ-решений), в подготовке ИТ-систем к внесению изменений с учетом новых требований регулятора, в получении необходимых сертификатов.

При этом кризис приносит ИТ-директорам не только новую головную боль, но и новые возможности. В их числе – возможность объединения продуктов и услуг по их использованию в специальные сервисные пакеты, передача ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг с целью снижения издержек. Кроме того, во время кризиса есть шанс шире использовать технологии, позволяющие оптимизировать затраты: виртуализация, альтернативные модели приобретения ПО (SaaS), СПО, софт для более эффективного управления существующей ИТ-инфраструктурой. В кризис ИТ остаются в основе функционирования бизнеса, и что очень важно сейчас продлить жизненный цикл ИТ.

Точки экономии

Сегодня повышается приоритет тех направлений, которые могут снизить стоимость обслуживания ИТ-инфраструктуры. Стандартизация, виртуализация, оптимизация, повышение прозрачности, аутсорсинг - вот ИТ-ориентиры, которые все чаще выбирает стремящийся выжить бизнес.

По словам заместителя коммерческого директора Step Logic Артема Кириллова, компании, как правило, боятся передавать на аутсорсинг ключевые процессы. Главный риск – это смена персонала в компании-аутсорсере. Если это происходит - заказчик теряет имеющийся ранее уровень поддержки.

Компания Step Logic предлагает концепцию Managed Services, которая отличается от "классического" аутсорсинга и представляет собой поставку заказчику услуг, где строго регламентированы как технические аспекты, так и зона ответственности сервисной компании.

"Если "классический" аутсорсинг ближе к услугам интегратора, то концепция Managed Services ближе к услугам связи, - рассказал г-н Кириллов.- Такой подход позволяет заказчику определить перечень "жизненно важных" систем, которые они не могут эффективно поддерживать самостоятельно". Решения Managed services постоянно контролируются, позволяя конечным пользователям получить детальный анализ сбоев. Поскольку данные решения чаще всего предлагаются на основе OPEX затрат – они, по мнению г-на Кириллова, позволяют заказчикам избежать высоких капитальных затрат, что весьма актуально в кризис. Директор департамента ИТ "Сибур - Русские шины", президент правления фонда ФОСТАС Марина Аншина отметила, что все ИТ-проекты условно можно разделить на три категории: проекты, имеющие экономическую выгоду, проекты, выгода от которых не может быть выражена экономически и те проекты, от которых нет никакого прока. По мнению г-жи Аншиной, кризисная ситуация хороша тем, что появилась жесткая необходимость в том, чтобы обосновывать инвестиции в ИТ. Это требуется для расстановки приоритетов в условиях ограничения ресурсов, для формирования адекватной оценку ИТ-проектов, для контроля эффективности проектов по результатам их реализации.