Банк "Хоум Кредит": Мы банкиры, для нас главное – цифры
Внутренняя разработка информационных систем или аутсорсинг? По степени популярности и актуальности этот вопрос вполне может сравниться с бессмертным "быть или не быть". Каждая компания решает его по-своему. В банке "Хоум Кредит", где степень влияния информационных технологий на успешность бизнеса трудно переоценить, к поиску ответа подошли как и положено банкирам – на основе цифр и рационального расчета. Как выстроить оптимальную схему распределения обязанностей внутри ИТ банка и когда имеет смысл организовать выделенный центр разработки на базе аутсорсера? Об этом в интервью CNews рассказывает Кирилл Кибалко, директор департамента развития ИТ банка "Хоум Кредит".
CNews: Какую роль играет ИТ в банке "Хоум Кредит"?
Кирилл Кибалко: Стратегия руководства банка такова, что лидерские позиции можно сохранить только при условии постоянного внедрения инноваций. В этом году "Хоум Кредит" отмечает 10-летие присутствия на российском рынке. Мы являемся частью группы Home Credit, которая работает на территории Европы и Азии. Изначально банк специализировался исключительно на потребительском кредитовании. Позже в целях диверсификации бизнеса было принято решение скорректировать стратегию и развиваться как универсальный розничный банк.
С 2010 года банк начал очень активно, я бы даже сказал - агрессивно расти. За 2011 год мы открыли свыше 1000 отделений различного формата. Сегодня клиентская база банка превысила 22 миллиона человек, во многих сегментах розничного банковского бизнеса "Хоум Кредит" занимает лидирующие позиции.
Кирилл Кибалко: Ежегодно мы проводим 4 релиза информационных систем, каждый из них - это проект трудоемкостью более 2500 человеко-дней.
Добиться такого успеха нельзя без инноваций, которые в розничном банке напрямую связаны с ИТ. Поэтому наша основная задача – это поддержка разработки и внедрения новых бизнес-инициатив: сюда относится запуск продуктов, сервисов или каналов продаж.
CNews: С поставленными задачами вы справляетесь собственными силами или используете аутсорсинг?
Кирилл Кибалко: В департаменте развития ИТ, который отвечает за внедрение инноваций, работает около 150 человек. Ежегодно мы проводим 4 релиза информационных систем, каждый из них - это проект трудоемкостью более 2500 человеко-дней. Стремительное развитие банка постоянно требует инноваций. За счет тщательного подбора профессиональных специалистов, их правильной мотивации нам удается справляться с увеличением объемов работ. Но всегда наступает момент, когда для развития нужен не только качественный, но и количественный рост команды.
Принимая решение об аутсорсинге, мы всегда опираемся на факты и цифры – показатели рентабельности. С точки зрения минимизации затрат очевидно, что дальнейший рост возможен за счет переноса процессов разработки в регионы и создания там удаленных центров. В Москве рост зарплат и сопутствующих расходов на организацию работы - перманентный процесс. В регионах объемы этих затрат существенно ниже. Тем более что во время открытия удаленных центров разработки мы использовали практически готовую инфраструктуру: в Днепропетровске и Обнинске, где они теперь располагаются, на тот момент уже работали некоторые подразделения банка.
Кирилл Кибалко: В Москве так много работодателей, что за каждого компетентного разработчика приходится буквально сражаться.
Так что сейчас, помимо команды в Москве, у нас есть два собственных центра разработки в регионах. Четвертый элемент инфраструктуры развития банка - это новый центр, созданный для нас в Самаре нашим партнером - компанией EPAM Systems. Можно сказать, что "мозг" и "скелет" процесса разработки – ключевую экспертизу и ключевых разработчиков – мы оставляем в Москве, а вот "мышцы" предпочитаем наращивать в регионах.
CNews: Помимо экономии на затратах есть еще какие-либо преимущества у такого подхода?
Кирилл Кибалко: Да, это возможность привлечь хороших специалистов. В Москве так много работодателей, что за каждого компетентного разработчика приходится буквально сражаться. Многие сегодня столкнулись с ситуацией, когда крупный банк словно пылесосом собрал у себя половину специалистов, которые были на рынке. В регионах меньше предложений, люди менее избалованны и больше ориентированы на длительное сотрудничество с работодателем. Для нас это выгодно.
CNews: У вас есть собственные центры разработки. Тем не менее, новый центр вы предпочли открыть на базе аутсорсинговой компании. Почему?
Кирилл Кибалко: В процессе удаленной разработки есть свои сложности. В первую очередь - это организация совместной работы команд в Москве и регионе. Одно дело, когда коллеги находятся рядом друг с другом, в одном информационном поле – слышат обсуждения, чувствуют нюансы задач, могут быстро спросить совета. Совсем другое дело, когда твой коллега находится за тысячу километров. Для слаженных и эффективных действий нужны выстроенные производственные процессы, налаженная коммуникация, методология оценки и т.д. При взаимодействии с собственными центрами разработки мы увидели эти проблемы и почувствовали их влияние на эффективность работы. Проанализировав результаты, мы решили посмотреть, как с подобными задачами справляются профессиональные поставщики ИТ-услуг, у которых есть за плечами опыт реализации таких проектов для других банков, и какие технологии для организации работы используют они.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2902