Статья

Аутсорсинг переориентируется на СМБ

Аутсорсинг

До последнего времени услугами провайдеров пользовались в основном крупные компании, которым проще было ощутить на себе экономию от эффекта масштаба. И для поставщиков именно эта группы заказчиков с их внушительными бюджетами была, закономерно, наиболее привлекательной. Однако экономический кризис заставляет аутсорсеров переориентировать предложения под средний и малый бизнес.

Предложение на рынке аутсорсинга традиционно в значительной мере было сфокусировано на большие компании и соответствующие контракты. Однако недавнее исследование Computer Economics показало, что в настоящее время в связи со сложностями, с которыми столкнулся крупный бизнес, провайдеры явно изменяют свои подходы в отношении компаний СМБ. Именно за счет этой группы заказчиков они рассчитывают удержать выручку от драматичного падения.

По словам Фрэнка Скаво (Frank Scavo), владельца Computer Economics, результаты исследования подтверждают, что сегодня аутсорсеры прикладывают значительные усилия для продвижения на рынке малого и среднего бизнеса. Это видится особенно любопытным шагом, в том числе, и ввиду всем известной консервативности сектора СМБ в вопросах аутсорсинга. Тем более странной, что обычно как раз небольшие компании считаются наиболее открытыми для экспериментов.

Популярные сервисы

Согласно данным исследования Computer Economics, 33% компаний частично или полностью отдают на аутсорсинг проекты по разработке приложений. 19% респондентов прибегают к услугам сторонних организаций в целях обеспечения ИТ-безопасности, 21% - для организации поддержки пользователей и администрирования баз данных. К числу других наиболее востребованных у провайдеров сервисов относится служба технической поддержки help desk, поддержка рабочих мест, услуги центров обработки данных, а также аутсорсинг веб-сайтов и систем интернет-торговли. Крупные организации, в частности, чаще всего отдают на аутсорсинг службу технической поддержки.

Какие услуги наиболее часто покупают у ИТ-аутсорсеров

Какие услуги наиболее  часто покупают у ИТ-аутсорсеров

Источник: Computer Economics, 2009

Наименее прибыльными аутсорсинговыми услугами считаются разработка и поддержка приложений и предоставление услуг передачи данных. Разработка приложений, чаще всего передаваемая на аутсорсинг, в современных экономических условиях становится все менее популярной в связи с тем, что компании возвращаются к проектно-ориентированным методам работы. При этом именно данный вид сервиса, как правило, отдается оффшорным аутсорсерам. В то же время услуги по аварийному восстановлению и обеспечению ИТ-безопасности стараются приобретать поближе – локально.

Новые масштабы проектов

Авторы исследования утверждают, что среднестатистическая ИТ-организация тратит от 5% до 6% общего ИТ-бюджета на аутсорсинг. Этот показатель не зависит от размера компании, считают в Computer Economics. По большей части его фактический объем превышает запланированный.

Так, исследователи отмечают, что затраты на разработку приложений, веб-сайтов, систем интернет-торговли, а также на услуги передачи данных обычно превышают запланированные. Наоборот, затраты на ИТ-безопасность, а также услуги центров хранения данных проще спрогнозировать на уровне показателя, достаточно адекватного фактическому.

Особый интерес представляет сравнение стоимости услуг по разработке приложений для малых/средних компаний и крупных организаций. По данным отчета, 34% малых/средних компаний выходят за пределы запланированного бюджета, в то время как среди крупных компаний этот показатель равен 24%. "Известно, что стоимость услуг по разработке приложений часто выходит за пределы запланированного бюджета. Вероятно, предприятия малого бизнеса должны лучше разобраться в том, что они покупают, как заключать сделки и т.п. Вскоре они этому научатся, но пока им нужно помогать", - считает Фрэнк Скаво.

Соотношение реальных и планируемых затрат на услуги разработки ПО

Соотношение реальных  и планируемых затрат на услуги разработки ПО

Источник: Computer Economics, 2009

Аутсорсинг, как известно, не 100%-но равен оффшорингу. Согласно результатам исследования, 24% компаний СМБ и 46% крупных корпораций ориентируются на оффшорные предложения. Однако, несмотря на рост популярности оффшорного аутсорсинга, сам рынок оффшоринга переживает не лучшие времена. Как и в других сервисных сегментах, здесь ощутимо влияние экономического кризиса и глобального снижения ИТ-расходов. Исследователи отмечают, что, в частности, затраты на разработку приложений - сервис, наиболее часто выводимый в оффшор, заметно сократились. Но при этом доля клиентов, использующих оффшорные услуги, продолжает увеличиваться – отчасти как раз за счет "новичков" из СМБ.

Антон Булусов