Статья

Аутсорсинг обслуживания ПК: как СМБ не ошибиться с выбором

Цифровизация Аутсорсинг SMB Инфраструктура

На российском рынке обслуживания компьютеров функционируют компании различного масштаба. Как СМБ правильно выбрать поставщика услуг? На что стоит обратить внимание? Кто сможет учесть все особенности сектора? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Обслуживание компьютерных сетей компаний-клиентов - это одна из разновидностей аутсорсинга. Если воспользоваться классификацией Outsourcing Institute IT index, то сервис обслуживания компьютеров для малого и среднего бизнеса можно описать как комплекс услуг, включающий user support (поддержка пользователя), network management (управление сетями), application maintenance (поддержка приложений) и др.

На западе рынок услуг аутсорсинга давно сформирован, чего пока нельзя сказать о России. Это особенно справедливо по отношению к сектору СМБ. Аутсорсинг в данном сегменте находится на начальной стадии своего развития, несмотря на то, что у него есть вдохновляющие игроков перспективы.

Для того чтобы помочь СМБ-компании сориентироваться на рынке, рассмотрим сегмент ИТ-аутсорсинга для малого и среднего бизнеса, посмотрев на него глазами потенциального заказчика. Сузим тему до одной из популярных аутсорсинговых услуг - обслуживания компьютерной сети предприятия малого и среднего бизнеса.

Сложно сориентироваться

Особенностью современного российского рынка обслуживания компьютеров для малого и среднего бизнеса является его "непрозрачность", на нем достаточно сложно ориентироваться. Если организация при выборе поставщика услуг не может воспользоваться рекомендацией, то ей остается лишь одно - поискать информацию в интернете.


Зарплаты квалифицированных системных администраторов на московском рынке труда начинается с отметки 25-30 тыс. рублей

Сайт и цена услуги - вот по сути два первичных ориентира, на которые полагаются заказчики услуг по обслуживанию компьютерного парка. Достаточно ли этой информации для того, чтобы можно было сделать хотя бы предварительной выбор?

Экономия - главная причина, которая обычно побуждает заказчиков из среднего и, особенно, малого бизнеса заключить договор на обслуживание компьютеров.

Зарплаты квалифицированных системных администраторов на московском рынке труда начинается с отметки 25-30 тыс. рублей. В то же время, небольшой компьютерный парк можно обслуживать гораздо дешевле. Разница между оплатой труда компьютерного специалиста и стоимостью компьютерного сервиса является основным стимулом для новых клиентов из малого бизнеса попробовать непривычным для них способом решить вопрос с обслуживанием компьютеров.

Новички идут в стартап

СМБ-клиент, который в первый раз решил заказать услугу обслуживания компьютерной сети, с большой долей вероятности обратится к компании-стартапу.

Типичный стартап на рынке обслуживания компьютеров кратко можно описать так: это небольшая частная компания, численностью до 10 сотрудников, во главе которой стоит человек, достаточно хорошо понимающий специфику этого рынка.

Большинство директоров стартапов имеют техническое образование и первое время могут сами непосредственно обслуживать клиентов - в качестве выездного системного администратора. Также самостоятельно или за небольшие деньги они могут сделать достаточно убедительный сайт, описывающий услуги, которые они оказывают (или хотели бы оказывать), зарегистрироваться в интернет-каталогах и т.п.

Основным аргументом для того, чтобы клиент остановил свой выбор на конкретной компании, на сегодняшнем рынке является цена. Поэтому подавляющее большинство стартапов начинают свою работу на рынке с ценового демпинга, особенно на базовые, стандартные услуги.

Что дает стартап

Основным недостатком сервисного обслуживания в компании-стартапе обычно бывает нестабильное качество оказания услуги. Очень многое зависит от конкретного человека, который будет непосредственно заниматься заказчиком. В то же время, услуга по поддержанию компьютерной сети небольшой компании - достаточно несложная. Поэтому молодая компания с лихвой перекрывает свои недостатки тем, что дает клиентам то, чего они ждут. Повышенное внимание, мобильность, отсутствие формализма при оказании услуги, мотивированных специалистов и, самое главное, - более-менее стабильно работающая компьютерная сеть.

Стиль работы начинающего стартапа оказывается максимально похожим на то, как обычно работает хороший системный администратор-совместитель, и недорогие услуги стартапа обычно бывают достаточно востребованными.

Через год после старта

Мониторинг рынка за 2009-2010 годы показал интересный результат. Именно те компании-стартапы, которые в 2009 году предлагали рекордно низкие цены на обслуживание, в 2010 году продемонстрировали значительный рост цен - в среднем на 20%. Многие из тех, кто демпинговал в 2009 году, в 2010 не только наверстали разницу в ценах, но и обогнали давно существующие на рынке компании, стоимость услуг которых оставалась практически стабильной (по группе профессиональных компаний изменение цен значительно ниже - в пределах 5%).

Отличительной чертой рынка обслуживания компьютеров для малых и средних предприятий является то, что в категории начинающей компании-стартапа можно находится очень долго - 5 и более лет.

После первого года работы многие стартапы прекращают демпинговать и, наоборот, устанавливают цены выше среднерыночных. Это сокращает приток новых клиентов, давая возможность компании постепенно освоиться с обслуживанием тех клиентов, которых она уже взяла на обслуживание.

Низкие цены, которые предлагают "молодые" компании, усредняются с несколько завышенными ценами, которые предлагают компании той же самой группы стартапов - но уже через несколько лет работы.

Обратиться к профи

Основное отличие профессиональной компании, длительное время работающей на рынке, от стартапа - это число сотрудников. Такие компании обычно преодолевают границу, отделяющую микро-бизнес от малого бизнеса. В них работает уже несколько десятков человек, а в компаниях-лидерах рынка - свыше 50 человек.