Андрей Фомичев: Банкам необходимы интеллектуальные АБС
Массовое банковское обслуживание частных лиц требует одновременно конвейерного и персонального подхода. Задачи, казалось бы, взаимоисключающие, но при верном применении современных ИТ-решений, вполне разрешимые. Об актуальных инструментах для финансового сектора, о факторах, определяющих основные направления развития этого сегмента рынка, CNews рассказал заместитель председателя правления ЦФТ Андрей Фомичев.
CNews: Какие тренды в секторе банковских ИТ вы бы обозначили как наиболее актуальные на данный момент?
Андрей Фомичев: Несмотря на то, что низкий уровень экономической активности в мире сохранится в 2013 и этот фактор неизбежно будет влиять и на российскую экономику, банки продолжат активно развивать розницу. Объясняется это высоким уровнем конкуренции, повышением доходов населения, а также стремлением банков диверсифицировать бизнес. Статистика развития розничного банковского сектора показывает неплохую динамику. Вклады растут, просрочка снижается. Многие банки продемонстрировали хорошие результаты в 2012 году, увеличив показатели по прибыли. За год рост вкладов населения составил почти 20%, что является позитивным макроэкономическим показателем. В сегменте кредитов тоже есть свой позитив – объем просроченной задолженности постепенно уменьшается, кредиты физлицам выросли более чем в 2 раза. Даже традиционно корпоративные и кэптивные банки выходят на рынок работы с физлицами и запускают новые программы, берутся за привлечение депозитов, выдачу кредитных карт, предоставление услуги денежных переводов и пр. розничных сервисов. Банки всерьез взялись за развитие сервисной и комиссионной составляющей бизнеса.
Андрей Фомичев: Отвечая требованиям отрасли, ИТ-компании выходят на рынок с новинками в области интернет-технологий и мобильных приложений
На этом фоне можно выделить три приоритетных для банков технологических направления: дистанционное банковское обслуживание, аналитика, предназначенная для повышения эффективности банковских операций, и облачные технологии. Возможности облачных вычислений и аренды различных технологических решений (IaaS, SaaS, PaaS) открывают банкам новые горизонты для сокращения расходов на собственную инфраструктуру, оборудование рабочих мест и т.п. Число банковских операций увеличивается, сложность процессов возрастает, контролируемых параметров становится больше и вся эта "лавина" показателей необходима менеджменту для анализа эффективности бизнеса, для того, чтобы мгновенно реагировать на события рынка. Мобильные и интернет-сервисы с одной стороны обеспечивают удобство клиентам при пользовании финансовыми сервисами, с другой – позволяют банку снизить себестоимость проводимых операций, сократить расходы на собственный персонал.
В борьбе за потребителя банки вынуждены повышать качество сервиса. Что для клиента важно? Скорость, простота и качество услуг. Отвечая требованиям отрасли, ИТ-компании выходят на рынок с новинками в области интернет-технологий и мобильных приложений. Но как бы того ни хотели клиенты банков, совсем посещения офисов финансовых организаций им не избежать, поскольку существует множество услуг, требующих присутствия клиента в банке — оформление ипотеки, различных нетиповых и дополнительных соглашений и т.д. Это значит, что банк должен обеспечить клиентам высококачественный сервис во всех своих отделениях. Как минимум — сократить время обслуживания, минимизировать очереди.
CNews: В чем, по вашему мнению, новизна потребительского поведения, как она сказывается на банках?
Андрей Фомичев: Клиенты стали более требовательными и "продвинутыми", ждут обслуживания на высшем уровне. Теперь потребители не просто покупают в банке один продукт, они хотят получить комплекс услуг, который поможет улучшить их жизнь — инструменты для отслеживания и анализа расходов, планирования и бюджетирования, услуги финансового советника и многое другое. Это вынуждает банки выстраивать клиентоориентированные стратегии и внедрять соответствующие технологии. Понимание, что нужно оказывать клиенту весь спектр услуг быстро и качественно, давно пришло. Но пока в кредитных учреждениях идет как ментальная, так и техническая отладка всех этих процессов.
CNews: В этой связи на какие технологии банки уже сегодня должны обратить самое пристальное внимание?
Андрей Фомичев: Технологии, позволяющие предоставить широкий спектр различных форм обслуживания клиентов и максимально учесть индивидуальные требования потребителей. ЦФТ в своей деятельности уже учитывает данные тренды. Мы значительно увеличили возможности нашего основного продукта ЦФТ-Банк в области клиентоориентированности и аналитики, усилили "фронтальную" часть системы. Так, например, модуль "Единое окно клиента" в новом ЦФТ-Банк трансформирован таким образом, что сотрудник банка видит профиль клиента, информацию о взаимоотношениях клиента с банком, о продуктах, которые ему уже предоставлены и т.д. И все это – в одном окне, интерфейс которого максимально понятен и прост в использовании, не позволяет сотруднику фронт-зоны допускать ошибки при выполнении операции.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3294