Статья

Алексей Кузовкин: Сейчас отличное время для формирования "суперкоманды"

Цифровизация Аутсорсинг Инфраструктура Внедрения

Даже в условиях экономического спада ИТ-компания в России способна сохранить показатели успешного 2008 года. Продемонстрировав возможности быстрой экспансии на рынках ИТ-услуг и программного обеспечения, ГК "Армада" осваивает навыки оптимизации и развития в условиях неблагоприятной конъюнктуры. О том, как использовать момент для формирования "суперкоманды" в интервью CNews рассказал Алексей Кузовкин, генеральный директор "Армады".

CNews: Каковы итоги 2008 года? Насколько он был успешен для "Армады"?

Алексей Кузовкин: Компания решила все основные задачи, поставленные в 2008 году: рост доходов, рост доли рынка, реализация стратегии слияний и поглощений. Все запланированные показатели были достигнуты. Выручка составила 169 млн долл., что на 27% больше, чем в 2007 году. По результатам 2008 года "Армада" получила прибыль 9,7 млн долл. (EBITDA). Нами активно велась работа по интеграции приобретенных группой компаний. Все 16 млн долл., взятые в кредит на осуществление поглощений, были использованы с пользой, и на данный момент все кредиты уже возвращены.

CNews: То есть у компании нет кредитной нагрузки?

Алексей Кузовкин: Нет. Сейчас "Армада" полностью, как говорилось раньше, "на хозрасчете", живет за счет собственных средств. В текущей ситуации мы считаем, что большая долговая нагрузка существенно усложняет операционную деятельность компании. Благодаря успехам прошлых лет у нас созданы достаточные финансовые резервы. Тем не менее, в течение года мы, возможно, воспользуемся заемными средствами для финансирования крупных проектов.

Урок роста

CNews: Одним из ярких событий на рынке, связанных с кризисом, было падение фондового рынка и резкое сокращение стоимости акций. ИТ-компании "просели" больше всех, и "Армада" - не исключение. Насколько это сказалось на бизнесе компании, насколько это болезненно, и к каким последствиям привело?

Алексей Кузовкин: На бизнесе компании снижение котировок сказывается в меньшей степени, потому что динамика акций на операционную деятельность никак не влияет. Это сказывается на мотивации людей, у которых есть опционы. Все на рынке столкнулись с такой ситуацией. Сотрудники понимают, что основная задача – добиться того, чтобы компания нормально развивалась и по окончании экономического спада стала еще более конкурентоспособной.

CNews: Раньше благодаря высокой цене на акции "Армады" под их залог было легче привлекать кредиты. Сейчас, наверное, это не так. Выходит, что сокращение капитализации имеет негативные последствия?

Алексей Кузовкин: Да, безусловно, кредиты привлекать сложнее не только из-за того, что акции упали, а просто из-за того, что кредитная ситуация на рынке значительно усложнилась.

CNews: В сложившейся ситуации остались ли какие-то плюсы от проведенного IPO "Армады"? По вашим оценкам, мешает ли публичность компании в кризис?

Алексей Кузовкин: Во время кризиса публичность не является ни плюсом, ни минусом. Но когда цикл экономического спада завершится и на рынке опять начнется соревнование по скорости роста, по слияниям-поглощениям, то, конечно, успешное IPO - очень сильный задел для нас.


Алексей Кузовкин: Во время кризиса публичность не является ни плюсом, ни минусом

Отечественный ИТ-рынок относительно молод. Я уверен, что наш опыт проведения первого в России публичного размещения акций среди ИТ-компаний уникален и очень полезен. Он показывает нашим партнерам, что мы способны профессионально справляться с поставленными задачами, быстро расти, в том числе, за счет привлечения инвестиций.

Приведу пример. Когда дети учатся чистописанию, то начинают с простого: сначала рисуют только палочки, потом – только кружочки. И, наконец, – палочки и кружочки вместе – получаются буквы. Для "Армады" все происходящее – такой же урок. Сначала мы осваивали бурный рост, и в этом преуспели. Теперь следующее задание: бурный рост пока не нужен, теперь главные слова "оптимизация" и "максимальная эффективность". Справимся с ним – перейдем к следующей ступени, где нужно будет продемонстрировать одновременно и первый навык, и второй. Надеюсь, как и в случае с IPO, мы сможем получить и продемонстрировать эти более сложные навыки первыми.

Кризис – это действительно полезный урок, без которого невозможно правильно развиваться. Да, он научит экономии, он научит эффективности. И когда придет время следующего урока, мы будем уметь и то, и другое. Та команда, которая пройдет через кризис, будет суперкомандой, потому что мы делаем правильные вещи. Мы делаем то, что нужно рынку.

CNews: Недавно акции "Армады" были исключены из котировального списка "А" и переведены в котировальный список "Б". Это как-то сказалось на деятельности компании?

Алексей Кузовкин: Ни на объеме торгов, ни на интересе инвесторов это изменение не сказалось. Вне списка на ММВБ торгуются более 280 бумаг очень известных компаний, и никаких проблем у участников не наблюдается. У компании достаточно много западных долгосрочных инвесторов, и никто из них в условиях кризиса не решил скинуть акции: все верят в восстановление рынка, все хотят пересидеть и дождаться роста.

Менеджмент компании и основные акционеры верят в рост акций "Армады". Я, как генеральный директор, выкупил на свои средства 8,68% "Армады".

CNews: Некоторые ИТ-компании на развитых рынках выкупали свои акции и уходили с бирж, считая, что у частной компании больше преимуществ. Рассматриваете ли вы для себя такую возможность?

Алексей Кузовкин: В выкупе на бирже компанией своих акций пока потребности нет. Возможно, мы к этому тоже подойдем, но позже, после проведения совета директоров. Ведь сделать это не так просто: объемы торгов не очень большие, инвесторы держат бумаги и не хотят с ними расставаться. Более того, нашей целью всегда было повышение ликвидности торгов, а не ее снижение. Так зачем выкупать? Особенно сейчас, когда ликвидность у компании не такая высокая.

CNews: В "Армаду" входят несколько компаний, в названии которых есть РБК. Есть ли какая-то юридическая связь между "Армадой" и РБК?

Алексей Кузовкин: У нас исторически остались компании, включающие в название "РБК". Все они в течение месяца будут переименованы. Процесс переименования начался в январе 2009 года. В течение последних двух лет старые имена использовались, согласно выработанным договоренностям. Сейчас пришло время этим компаниям стать полноценной "Армадой" и по названию. Юридически компании "Армада" и РБК никак между собой не связаны. Они даже не являются клиентами друг друга. Бизнес-отношения между двумя структурами минимальны. "РБК-Софт" уже переименован в "Армада-Софт".

CNews: В последнее время в прессе обсуждаются финансовые сложности, с которыми столкнулась группа компаний РБК. Может ли это как-то коснуться "Армады?"

Алексей Кузовкин: Нет, не может. Потому что юридически это абсолютно разные структуры и РБК не является акционером "Армады". Основными акционерами "Армады" являются физические лица.