Исследование: на что обращают внимание заказчики услуг по тестированию ПО
IBS провела исследование потребностей заказчиков в области управления качеством, основной целью которого было определить тренды, потребности и ожидаемые эффекты от тестирования в перспективе 3-5 лет. Своим видением критериев при тестировании ПО и систем, векторов развития и проблем этой сферы ИТ поделились представители крупного российского бизнеса. «В исследовании принимали участие директора по качеству и руководители направления тестирования — именно те люди, которые имеют глубокую экспертизу в нашей предметной области», — говорит директор отделения ручного тестирования IBS Константин Синанов.
Основные критерии при выборе поставщика
При выборе нескольких критериев выбора поставщика большую долю (67%) среди ответов респондентов заняла стоимость услуг. Также заказчики обращают внимание на наличие у аутсорсера крупных контрактов (47%), стабильность и финансовую устойчивость (38%), количество людей в штате (33%), наличие собственного рекрутингового центра (31%). Также назывались такие критерии, как известность на рынке (26%), ИТ-аккредитация (25%) и наличие госконтрактов (20%).
По мнению участников исследования, идеальный поставщик отличается выстроенной системой предупреждения рисков и стабильным менеджментом. Предлагаемые им сотрудники находятся в штате, проводится детальная оценка их компетенций, опыта и мотивации работать. Есть системы обучения и карьерного развития. Кроме того, в компании делятся лучшими практиками и решением проблем. Идеальный поставщик подбирает специалистов с учетом конкретного проекта и обеспечивает их погружение в специфику бизнеса заказчика.
Плюсы и минусы аутсорсинга тестирования
К основным плюсам привлечения аутсорсингового партнера респонденты отнесли экономию времени и ресурсов (рекрутинг и кадровый документооборот). При привлечении партнера по тестированию заказчик получает нужных специалистов в кратчайшие сроки и может уделить больше внимания решению профильных задач. Такой формат работы отличается гибкостью: у компании появляется возможность быстро масштабировать проект или так же быстро свернуть его с минимальными затратами со стороны менеджмента. Еще один плюс — доступ к экспертизе аутсорсера, его опыту в разных проектах и широкому диапазону возможностей по языкам программирования и типам тестирования.
Но у аутсорсинга тестирования есть и свои подводные камни. Основным риском, который обозначили участники исследования, является зависимость от поставщика и отсутствие возможностей завершить проект в поставленные сроки из-за финансовых или юридических проблем аутсорсера. Еще один риск, который обозначили опрошенные эксперты, — ротация сотрудников на более значимые для подрядчика проекты, в результате чего заказчик может потерять время на поиск и обучение новых специалистов.
Каким должен быть процесс подбора персонала?
По мнению респондентов, один из важнейших этапов начала работы с аутсорсером — подбор персонала. Работа должна начинаться с обсуждения требований к кандидату, особенностей продукта и условий проекта. После подробного брифинга составляется дорожная карта проекта, определяются его сроки и этапы.
Следующий шаг — скрининг кандидатов: анализ опыта, компетенций, мотивации, готовности работать в компании и понимание специфики проекта. Далее проверенные резюме направляются заказчику с комментариями по каждому из них.
После этого проводятся собеседования кандидатов с представителем заказчика, а также проверка соответствия резюме реальному опыту работы и образованию, в том числе оценивается качество выполненного тестового задания.
Завершающие этапы — начало работы со специалистом и его адаптация, причем при участии обеих сторон.
По мнению заказчиков, идеальный инженер по тестированию должен быть универсальным специалистом, который владеет разными методами тестирования, совмещает знания по ручному и автоматизированному тестированиям, а также имеет опыт работы на схожих проектах.
Среди необходимых soft skills респонденты назвали любопытство, любовь к ИТ, самостоятельное развитие и обучение, коммуникабельность, готовность к командной работе и умение отстаивать свою точку зрения. Также, по их мнению, важно, чтобы сотрудник знал, чего хочет, умел находить корневую причину проблемы, мог ставить цели и продумывать план их достижения.
Проблемы и тренды в индустрии тестирования
Популярность ИТ-отрасли привела к увеличению количества специалистов в этой сфере, но их качество и уровень экспертизы стали ниже. Одновременно с этим усилилась конкуренция за высококвалифицированных сотрудников. Еще одна проблема, на которую обратили внимание участники исследования, — демпинг в тендерах.
В последнее время сложился образ тестирования как легкого входа в ИТ. Но не все новички обладают достаточными знаниями и опытом, особенно выпускники различных курсов. Встречаются подделки резюме и опыта. Ситуация осложняется тем, что на российском рынке нет отечественного стандарта тестировщика.
Клиентам сейчас нужны не узкопрофильные, а универсальные full-stack специалисты, которые владеют как ручным, так и автоматизированным тестированием, а также имеют навыки разработки. Связано это с тем, что частота и объемы тестирования значительно выросли: с одной итерации нагрузочного тестирования, в которой проверяли один пользовательский кейс в месяц, до трех итераций и 12 кейсов за тот же период времени. Поэтому решать задачи по-старому будет сложно.
Кроме того, необходима комплексная система управления процессом и результатами тестирования, особенно на фоне тенденции к полностью удаленной работе. На рынке не хватает TMS-систем, в которых можно было бы отслеживать запуск нагрузочных тестов, запас доступных мощностей и масштабирования. В идеале системы должны хотя бы частично быть доступны руководству компании за пределами ИТ-блока, чтобы менеджмент мог видеть запас производительности и актуальность данных. Среди перспективных технологий в тестировании также упоминалось использование нейросетей.
В горизонте трех лет в тестировании ПО можно выделить следующие ключевые цели:
- замещение импорта. Перейти от иностранного софта на российский без потери качества;
- автоматизация. Внедрить инструменты автоматизации и при этом сохранить качество тестирования;
- мобильная разработка. Увеличить объем работы с мобильными приложениями и неперсонализированными данными пользователей.
«В целом полученная картина от наших клиентов совпадает с нашей собственной. В регулярной рабочей деятельности мы слышим те или иные ожидания заказчиков из «составляющих идеального поставщика» и оперативно реагируем на них. Например, в прошлом году мы существенно доработали наш подход к внутренней технической оценке кандидата, масштабировали его. Сейчас мы проводим более 20 технических интервью тестировщиков в день и имеем здесь дополнительный запас по емкости. В результате клиент получает ускоренное формирование команды, а также гарантированное качество кандидатов — уже есть кейсы, в которых клиент отменяет собственные технические интервью», — рассказал директор департамента тестирования IBS Пётр Гумённый.
■ erid:LjN8KEiN2Рекламодатель: ООО «ИБС АпТест»ИНН/ОГРН: 9731061862/1207700109088Сайт: https://ibsapptest.ruКороткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a20914