Арсений Федоткин, Selecty: Спрос на ИТ-специалистов будет расти, несмотря на активное внедрение ИИ
Группе компаний Selecty, работающей на рынке рекрутинга, аутсорсинга и создания ПО, в 2024 году исполняется 10 лет. Подводя итоги года, CNews обсудил с Арсением Федоткиным, управляющим партнером Selecty, историю успеха и планы на будущее.
CNews: Selecty в 2024 году 10 лет. Планируя свою бизнес-стратегию в моменте 2013 года, ожидали ли вы то развитие событий, с которым столкнулись по факту?
Арсений Федоткин: В 2013-м невозможно было предположить, что первые восемь лет мы будем утраиваться и еще пару лет удваиваться. Наши прогнозы были, можно сказать, более пессимистичными даже с учетом свойственного нам позитива. Если анализировать причины успеха, то, кроме удачной стратегии и ударной работы команды, во многом мы обязаны ситуации на ИТ-рынке, который очень активно растет последнее десятилетие.
CNews: Семь лет назад штат Selecty насчитывал всего 20 человек, а доля в подборе ИТ-персонала до 2018 года не превышала 5%. Всего через два года, в 2020-м, доля рынка Selecty оценивалась уже в 20% (в 2023-м — около 25%). Что случилось за два года, 2019–2020? Откуда этот резкий скачок?
Арсений Федоткин: Удивительно, но наш рост можно считать закономерным. В любом случае, нам не удалось бы достигнуть такого результата без доверия клиентов, которого мы добивались и продолжаем беречь каждый день.
CNews: В исследовании hh.ru главной проблемой для большинства работодателей по итогам 2023-го года был назван поиск и найм ИТ-сотрудников: среди ИТ-компаний с этой проблемой столкнулись 56 %. Три из четырех компаний отметили и увеличение сроков найма. Почему поиск талантов превратился в последние годы в такую проблему?
Арсений Федоткин: В первую очередь это связано с ростом темпов цифровизации в стране в целом. Эксперты — Максут Шадаев, Герман Греф — говорят о том, что нашей стране нужен еще миллион разработчиков в рамках роста диджитализации и программ импортозамещения. Отсюда и рождается повышенный спрос на ИТ-специалистов, который до определенного момента будет увеличиваться, даже несмотря на активную популяризацию искусственного интеллекта.
CNews: Миссия Selecty — «обеспечивать технологическое лидерство компаний, предоставляя выдающихся ИТ-специалистов» — показывает, насколько зависима компания от общего уровня кадров в ИТ, ведь поставлять «лучших» можно только тогда, когда эти «лучшие» на рынке в целом есть. Как вы оцениваете кадровый резерв ИТ-специалистов сегодня?
Арсений Федоткин: На данный момент в России, по разным оценкам, под миллион ИТ-специалистов, из которых примерно 100 тыс. действительно выдающихся. Думаю, нам удается привлекать именно эту «золотую сотню» благодаря собственной системе технических интервью и, пусть и нескромно прозвучит, лучшей сотне ИТ-рекрутеров России.
Кроме того, Selecty непрерывно актуализирует базу талантов, таким образом предоставляя нашим заказчикам доступ именно к самым востребованным из них.
CNews: Среди направлений деятельности Selecty вы называете ИТ-рекрутинг, профессиональный подбор и ИТ-аутсорсинг. Также Selecty разрабатывает собственные продукты в направлении HR Tech. С каким направлением бизнеса вы связываете перспективы в следующие годы?
Арсений Федоткин: Выбор всех перечисленных направлений не случаен и последователен. Мы нацелены на комплексный подход, предоставляя крупному бизнесу высококвалифицированный персонал для ИТ-трансформации под ключ. Фактически Selecty предлагает любые удобные для заказчика форматы решения задач: от подбора топов и ценных специалистов в штат до менеджмент-консалтинга и ИТ-аутсорсинга. Последний формат с каждым годом набирает обороты и «перетягивает канат» у подбора в штат, особенно когда речь идет о привлечении талантов в сфере интернет-технологий.
CNews: Зачем Selecty выход на глобальные рынки? Вам не хватает емкости российского рынка? Или это стратегия «не класть все яйца в одну корзину»?
Арсений Федоткин: Россия и СНГ для нас были, есть и будут основными рынками и останутся в приоритете как минимум на следующие 10 лет. Но мы не можем не учитывать интересы наших клиентов, бизнес которых развивается и масштабируется за рубежом, как правило в дружественных странах. Мы планомерно строим глобальную компанию, подчеркивая преимущества признанной во всем мире российской ИТ-школы.
CNews: Говоря о глобальной экспансии Selecty в горизонте ближайших двух пятилеток, какие страны или регионы вы имеете в виду?
Арсений Федоткин: Ближнем Востоке (MENA). При этом мы внимательно мониторим ситуацию на «зрелых» рынках США, Великобритании и Евросоюза. В каждом регионе есть своя специфика, которую мы «исследуем на практике», используя локальные команды в региональных офисах.
«Как лидер рынка мы играем по бразильской системе: закрываем столько позиций, сколько хотим, пока другие игроки — столько, сколько смогут»
CNews: В своем интервью для CNews в прошлом году вы говорили, что в сфере ИТ и HR «невозможно работать… без высокого уровня доверия внутри компании и между партнерами». Но мир не идеален, и ваше доверие наверняка не раз было обмануто. Легко ли вам принять это?
Арсений Федоткин: Как лидер рынка мы играем по бразильской системе: закрываем столько позиций, сколько хотим, пока другие игроки — столько, сколько смогут. Вполне логично, что людям с активной жизненной философией хочется не только повторить наш успех, но и воссоздать механизм, который его обеспечивает.
Но без доверия ни бизнес, ни жизнь не приносят удовольствия. Из бывших сотрудников Selecty собралось не менее 8 агентств, несколько из которых даже приближаются к первой десятке. Мы относимся с уважением к конкурентам вне зависимости от их размера и возможностей, даже помогаем многим. Конкуренция стимулирует, не давая расслабляться, заставляя постоянно самосовершенствоваться, не терять хватку и желание побеждать.
CNews: Кажется, для Selecty довольно важно, кто именно — ваш клиент. В вашем клиентском листе — 350 компаний из списка РБК-500. Есть ли клиенты, которым вы отказываете в сотрудничестве?
Арсений Федоткин: Мы действительно вполне осознанно и целенаправленно забираем лучшие ИТ-трансформации. Эта стратегия выглядит более чем логичной, ведь если мы берем проект, то мы будем идти с клиентом до его завершения. Поэтому на старте мы должны быть уверены в успехе каждого проекта нашего заказчика.
Если компания в данный момент не располагает необходимыми ресурсами для соответствия текущим реалиям рынка, мы бесплатно даем свои рекомендации и советуем наших партнеров.
CNews: В одном из интервью вы сказали: «Мы не играем в формальную клиентоориентированность, мы реально живем интересами клиента». Кажется, на любой вопрос ключевого клиента «А это можете?» Selecty готов ответить утвердительно. Умеете ли вы говорить «нет» клиентам?
Арсений Федоткин: К сожалению, это более чем правда. Мы готовы сделать всё и даже больше для наших клиентов и искренне переживаем за отличный результат.
Нет мы можем сказать, только когда видим, что есть вероятность оказать заказчику медвежью услугу. Но мы обязательно предложим решение, чтобы это нет в итоге превратилось в да.
CNews: Говоря о Selecty, многие ваши клиенты отмечают как конкурентные преимущества гибкость компании, адаптивность к самым сложным запросам, способность к изменениям, высокую скорость работы. Удастся ли сохранить эти качества с ростом компании?
Арсений Федоткин: Это, пожалуй, самое сложное. Основной ключ — это консалтинговая и драйвовая корпоративная культура. Наша задача — сохранить ее в процессе масштабирования компании. Поэтому мы продолжаем внутренний найм единомышленников, собирая на борту самых талантливых и мотивированных выпускников вузов. Конечно, вкладываемся в их обучение, развитие и с удовольствием платим ×2 к рынку. В результате нам удается зажигать новые звезды в профессии.
Чем больше компания, тем сложнее поддерживать мотивацию каждого члена команды. Но система автоматизации подбора с продвинутой аналитикой, созданная собственными силами, помогает в реальном времени эффективно контролировать все процессы.
«Самым правильным решением считаю то, что изначально в формуле успеха Selecty заложен приоритет на клиентский сервис»
CNews: Какое правильное и какое неправильное бизнес-решение за эти 10 лет работы вспомнятся первыми, если мы спросим?
Арсений Федоткин: Начну с неправильных, это всегда интереснее. Нужно было раньше и активнее выходить на международные рынки, параллельно с созданием собственной инновационной HRM-системы. Но я за то, чтобы признавать ошибки, делать работу над ними и каждый день становиться лучшей версией себя. Негативный опыт дает энергию, которая помогает двигаться вперед быстрее и достигать новых вершин.
Самым правильным решением считаю то, что изначально в формуле успеха Selecty заложен приоритет на клиентский сервис. И то, что вся без исключения наша команда его искренне разделяет. Также сполна оправдали себя ориентация на инновации и все вложения в автоматизацию бизнес-процессов. Эти три кита «рулили» нами все эти годы, поэтому сейчас мы чувствуем себя уверенно и строим амбициозные планы, даже несмотря на крайне нестабильную обстановку в мире.
CNews: Какой горизонт планирования бизнес-стратегии для вас сейчас кажется разумным и реалистичным?
Арсений Федоткин: Я думаю, что сейчас мало кто может загадывать более чем на три года вперед. Детальный план, положа руку на сердце, имеет смысл рисовать на год и не рассчитывать, что все пойдет именно так, как в нем начертано. Из хороших новостей: Selecty каждый год опережает свои амбициозные планы. Не станем загадывать, просто пусть так и будет еще 10 лет!
■ erid:LjN8K5fa3Рекламодатель: ООО «Хинт»ИНН/ОГРН: 7707436813/1197746754160Сайт: https://selecty.ru/Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a20488