|
|
Обзор подготовлен
В последние четыре года компании зачастую откладывали обновление ИТ-инфраструктуры. К сожалению, потребности в модернизации все еще превышают и возможности, и бюджеты предприятий. Как российские компании решают эту проблему? Большая часть игроков консервативна и обновляет инфраструктуру за счет традиционных закупок "железа" и софта. При этом все больше внимания уделяется облачной модели, которая, как предполагается, позволит сэкономить на ИТ-активах.
В 2011 году среди популярных работ в сфере ИТ на предприятиях упоминались системная интеграция (30%), разработка ПО (23%), внедрение бизнес-приложений (20%). Такой прогноз давала компания "Астерос" в начале прошлого года. Похоже, он оправдался. Компании по-прежнему нечасто прибегают к аутсорсингу, предпочитая модернизировать инфраструктуру собственными силами. Показатели мало отличаются от данных 2009 и 2010 годов, когда приоритеты в оптимизации были такими же.
По оценкам "Астерос", во-первых, в связи с законом "О персональных данных" почти 40% работ в области информационной безопасности составляют проекты по защите персональных данных. В 2010 году этот показатель не превышал 25%. Во-вторых, технология виртуализации покорила Россию. Ни один строящийся в нашей стране ЦОД не обходится без этих решений. В-третьих, "золотой век" внедрения классических ERP-систем остался в прошлом. Пик их установки приходился на 2007-2008 годы. Никогда больше этот сектор не достигнет объема 2008 года, считают игроки рынка. Возможно, в 2012 году сегмент ИСУП покажет неплохие результаты, но только за счет внедрения решений родственных классов – CRM, BI. В-четвертых, ИТ-аутсорсинг так и не демонстрирует ожидаемого роста. Однако его потенциал все еще сохраняется за счет интереса компаний к новым сервисам - таким, как SaaS.
Представители ИТ-компаний считают, что обновлять оборудование требуется в среднем каждые 3-5 лет. В фулфилмент-центре "Бета продакшн" "железо" меняется каждые 3 года, а ПО модернизируется постоянно. Роман Кикоть, директор по продажам, говорит: "Серверы, работающие в нашем собственном дата-центре, выработав трехлетний ресурс, выводятся из работы ядра ERP и переводятся на работу других некритичных приложений. Зачастую они функционируют на сторонних площадках, поскольку 100% отказоустойчивость в этих случаях для нас некритична".
На практике такая ситуация – редкость. "При появлении новых бизнес-задач на предприятии внедряются технологии, которые требуют более совершенного программного обеспечения, либо новой технической "начинки", – рассказывает Александр Замилягин, директор ИТ-департамента группы компаний "Эталон". – В остальных случаях производить замену ИТ-инфраструктуры и ПО так часто вовсе не обязательно. Например, в нашей компании некоторые программы используются более 5 лет, но они до сих пор превосходно отвечают всем требованиям нашей деятельности".
Однако есть отрасли, где ситуация с модернизацией ИТ оставляет желать лучшего. "ИТ-инфраструктура транспортных компаний существенно отстает по суммам вложений в ее обновление от тех же добывающих и производственных отраслей, – замечает Леонид Шляпников, генеральный директор "Совтрансавтоэкспедиции". – Затраты на информационные системы становятся дополнительным бременем для компаний, управляющих собственным подвижным составом и бережно оценивающих каждый затраченный на оперативную деятельность рубль".
В основном модернизация ИТ-инфраструктуры преследует цель оптимизировать конкретный, порой самый затратный, бизнес-процесс. "Работы по модернизации нашей информационной системы ведутся постоянно, – делится Игорь Чепенко, генеральный директор металлотрейдинговой компании "Брок-Инвест-Сервис". – Например, мы регулярно внедряем новые модули при появлении новых направлений работы. В прошлом году мы интегрировали в действующую систему потоковых технологичных продаж металла заказы на металлообработку, а также упростили в информационной системе документооборот, тем самым увеличив скорость прохождения заявок. Новый модуль помог увеличить эффективность взаимодействия специалистов внутри компании, оптимизировать систему товародвижения участка металлообработки". В 2012 году"Брок-Инвест-Сервис" планирует "поглотить" в автоматизированную систему управления сопутствующие металлообработке процессы: деловые остатки, работу с аутсорсерами, работу с давальческим металлом, а также развить аналитический блок. "Ключевым проектом следующего года будет внедрение передовых ИТ в логистике", – делится планами Игорь Чепенко.
При внедрении новых элементов ИТ-инфраструктуры важно соблюдать принцип "не навреди". "Всевозможные сканеры, терминалы, сортеры и другие приборы необходимо интегрировать в ИТ-систему так, чтобы было удобно работать не только машинам, но и людям. Это важно, поскольку, когда в день обрабатывается 50–70 тыс. отправлений, каждая секунда, потраченная на одну посылку, превращается в 14 часов задержки", – рассказывает Роман Кикоть.
Еще одно направление развития ИТ-инфраструктуры его компании – взаимодействие с партнерами, интернет-магазинами, которые выполняют роль фронт-офисов. "На рынке почти нет программных продуктов, учитывающих специфику работы дистанционной торговли. Поэтому для своих клиентов мы разработали и постоянно модернизируем специальный программный модуль, который является внешним интерфейсом нашей ERP- системы. Он позволяет интернет-магазинам в режиме реального времени отслеживать остатки на складе, процессы исполнения заказов, движение финансовых средств", - объясняет Роман Кикоть.
В целом, онлайн-информирование клиента о состоянии сотрудничества все чаще становится предметом информатизации. "Недавно мы внедрили специализированный портал, который позволяет нашим клиентам более эффективно организовать собственный рабочий процесс. Сотрудники могут видеть информацию об общих объемах хранения, товарных запасах с детализированными характеристиками товара, состоянии обработки груза, прибытии транспорта в режиме онлайн. Также на портале представлены агрегированные показатели хранения и грузообработки компаний-клиентов. На графике можно отследить тенденции повышения или снижения объемов хранения. Используя эту информацию, наши клиенты могут улучшить планнинги и оптимизировать использование складских площадей", – считает ИТ-директор компании RosLogistics Павел Баскаков. Развивая портальное решение, компания намерена выпустить мобильные приложения для платформ Android и IOS (iPhone, iPad).
Наиболее популярные ИТ-работы в 2009–2011 годах
Источник: "Астерос", 2011
Кто-то предпочитает мониторить эффективность процессов, тем самым автоматически получая предупреждение о грядущих проблемах. "Во многих компаниях обязательным для успешной модернизации ИТ-инфраструктуры является внедрение наряду с информационными системами технологий, автоматизирующих сбор информации. Это данные о "физических показателях" эффективности работы, исключающих человеческий фактор и снижающих возможность ошибки при анализе цифр. Для этого мы, например, внедрили планирование маршрутов на основе электронной картографии;GPS интегрировали с CAN-устройствами на автопоездах; ввели технологии штрих-кодирования на приемке и обработке грузов на нашем терминале, технологии электронных карт для слесарей на постах СТО по ремонту автомобилей. Конечно, мы и дальше будем внедрять новые информационные технологии, которые однозначно повышают эффективность деятельности и снижают издержки на ведение бизнеса".
Руководство территориально распределенной компании CityExpress непрерывно совершенствует ИТ-инфраструктуру с целью создания единого информационного пространства. Уже несколько лет в компании используются технологии виртуализации, что позволяет гибко управлять производительностью серверов, оптимизировать затраты на энергопотребление и охлаждение серверного парка. С таким подходом согласны и ИТ-компании. Специалисты "Аутсорсинг 24" отмечают, что эксплуатационная загрузка серверных мощностей не предприятиях обычно не превышает 10-15%. То есть в среднем 85-90% средств, потраченных на серверы, не приносят компании отдачи. Поэтому для повышения эффективности нужно оптимизировать имеющиеся мощности, запуская несколько виртуальных серверов на одном физическом.
Сейчас в компании CityExpress обновляется учетный контур и телекоммуникации. "Мы модернизируем АТС головного офиса и объединяем филиалы компании в единую телефонную и локальные сети, – рассказывает Илья Трунин, руководитель отдела ИТ компании CityExpress. – Для объединения филиальной сети в единое информационное пространство внедряется корпоративная информационная система, поддерживающая все основные процессы компании от приема звонка клиента до выставления счета. Важным является ее интеграция как с внутренними системами (например, с "1С"), так и с внешними (с информационными системами агентов и клиентов)".
Уход от точечной модернизации к стратегической встречается нечасто, и обычно это связано с резким рывком в масштабе деятельности. Дешевле создать новую инфраструктуру, чем пытаться модернизировать старую с помощью "заплат". Компания "Эталон" динамично развивается, осваивает новые рынки, ежегодно возрастают объемы строительства. Кроме того, в апреле 2011 года компания стала международной, разместив свои акции на Лондонской фондовой бирже. "В связи с этим сложилась потребность в обновлении, совершенствовании ИТ-инфраструктуры. Для этого мы рассматриваем возможность ИТ-аутсорсинга с применением облачных технологий. На данном этапе развития мы планируем создать собственное частное "облако" и в то же время арендовать часть сервисов у провайдеров, если это будет необходимо", – говорит Александр Замилягин.
Наталья Суслова