|
|
Обзор подготовлен
Интеграция является одним из ключевых показателей эффективности ИТ-инфраструктуры и, соотвественно, бизнеса в целом. От степени взаимодействия ИТ-элементов напрямую зависит оперативность принятия решений. Однако сложность и дороговизна зачастую тормозят проекты.
В рамках малого и среднего бизнеса, а иногда и крупного, все еще часто приходится говорить о "лоскутной" интеграции. Различные элементы ИТ-инфраструктуры стихийно соединены друг с другом, однако единая корпоративная система отсутствует. "Лоскутная" интеграция приводит к низкой надежности инфраструктуры и дублированию функций различных систем, отсутствует возможность формализации и единая среда исполнения бизнес-процессов. Все процессы здесь привязаны к конкретным типам интерфейсов и источников данных. Ошибки в отчетности неизбежны, и топ-менеджмент при отсутствии достоверной информации получает все возможности для демонстрации интуиции. Рано или поздно на помощь призывают CIO.
Большинство топ-менеджеров не интересуются ИТ-архитектурой корпоративной информационной системы. С другой стороны, они же ставят ИТ-департаменту жесткие требования к скорости подачи и качеству информации, не отдавая себе отчета в том, как строится взаимодействие бизнес-приложений, баз данных. Так, CIO сталкивается с рядом ограничений, продиктованных непониманием интеграционных требований."Менеджмент ставит задачи, при этом его меньше всего волнует, насколько хорошо интегрировано рабочее окружение сотрудников, а больше заботит своевременное получение управленческой информации. По качеству решения этих задач оценивается эффективность ИТ-подразделения", – рассказывает Андрей Шалимов, руководитель по развитию бизнеса Nokia Siemens Networks.
Допустим, проблемы озвучены, и CIO сочинил "рецепт". На его воплощение в жизнь, конечно, потребуются деньги. Бюджет становится следующим камнем преткновения после непонимания. Описываемая ситуация характерна для маленьких и средних компаний, где любые расходы, не связанные непосредственно с функционированием бизнеса, одобряются с большим трудом. Интеграция приносит очевидную выгоду в длительной перспективе, но неинтегрированная инфраструктура "просто работает" без дополнительных инвестиций. Дойдя до этой точки рассуждений, владелец компании из сектора СМБ обычно "отходит" на исходную позицию, все остается как есть.
Однако есть категория "беспокойных" CIO, для которых интеграция - очевидное и необходимое требование для организации полноценной работы бизнеса. Они предъявляют расчет срока окупаемости проекта. "Это вопрос зрелости бизнеса, – уверен Андрей Долудь, директор по сервису компании "Инфосэл". – Если компания способна рассчитать затраты на поддержку неинтегрированной инфраструктуры и сопоставить их с затратами на интеграцию, то вывод будет очевиден в пользу последней". Правда, в таком рассуждении есть некоторая доля лукавства. Допустим, по расчетам интеграционный проект окупится за 1,5–2 года. Но что к тому времени будет с самим бизнесом? Могут произойти кардинальные изменения в его структуре, появятся новые направления, в конце концов, предприятие может прекратить свое существование. По оценке экспертов, акционеры и руководство СМБ готовы рассмотреть инвестиции в интеграцию, если расчеты показывают ROI до полугода.
Опытные программисты также подсказывают, что ключевым в вопросе интеграции может стать фактор изначального планирования системы. "Важно то, по какому принципу система задумана изначально, – размышляет Андрей Дерягин, CIO торговой пощадки "Фабрикант". – Так, в нашей компании в основе ИТ-инфраструктуры лежит ядро, которое остается неизменным. Функциональные части внутри этого ядра устроены как сателлиты. Их можно обновлять или заменять полностью, таким образом адаптируя систему под различные задачи".
В прошлом году "Башинформсвязь", основной оператор фиксированной связи в Башкирии, полностью обновила инфраструктуру хранения и обработки данных своего расчетно-сервисного центра. Правильная конфигурация оборудования помогла сократить сроки расчетов, упростила эксплуатацию и последующее расширение хранилища данных при необходимости. Было внедрено кластерное решение на базе платформы Hitachi VSP. Кроме того, модернизирован ряд дополнительных систем. На базе оборудования Hitachi Data Systems заменены или расширены системы резервного копирования и комплекса для обеспечения сетевых дисковых ресурсов пользователям корпоративной сети. Установлены blade-серверы Hewlett Packard, работающие на процессорах Itanium 2. "Результатом модернизации и перехода на новые технологии стали: создание значительного по объему хранилища данных с запасом по емкости и возможностью дальнейшего расширения; консолидация ресурсов. Последняя неизбежно потребуется в ходе дальнейшего развития систем биллинга для Уфы и республики и других корпоративных информационных систем оператора, – прокомментировал Руслан Садыков, первый заместитель директора расчетно-сервисного центра "Башинформсвязи". Результаты интеграции проявились сразу. "Закрытие расчетного периода за июнь проводилось уже на полностью обновленной инфраструктуре. Время расчета сократилось почти на 5 часов и составило 4 часа для Уфы и 8 часов для республики. За это время обрабатывается более чем 1,72 млн лицевых счетов", – подытожил Руслан Садыков.
Значительно изменили ландшафт ИТ-инфраструктуры облачные технологии. Их несомненное преимущество в повышенной гибкости и масштабируемости ИТ-инфраструктуры, четком контроле за расходами. Все это упрощает и ускоряет работу бизнеса. Затраты на миграцию в "облако" могут окупаться более 3 лет. В начале 2012 года "Первая грузовая компания" завершила миграцию системы бюджетирования на новую платформу IBM Cognos TM1. Сегодня в новой системе работают около 150 пользователей – сотрудников финансово-экономических отделов региональных подразделений и почти все работники центрального аппарата компании. Основными целями проекта была оптимизация работы с отчетами (увеличение скорости сложных расчетов и улучшение механизма формирования и согласования бюджетов), а также повышение масштабируемости системы бюджетирования. При этом функционал системы бюджетирования должен был остаться неизменным. Проект стартовал в марте 2011 года.
Новая система благодаря развитому инструментарию позволяет выполнять планирование и контроль бюджетов быстрее и эффективнее. В частности, предусмотрена возможность построения пользовательских отчетов в привычном интерфейсе MS Excel и их автоматическая конвертация в веб-интерфейс – процесс формирования отчета средней сложности выполняется в среднем за 20 секунд. Руководство компании удовлетворено результатами проекта и планирует осуществить полный переход на новую систему. В планах ПГК полная интеграция новой "облачной" системы в информационную среду компании.
Вендоры пытаются преодолеть ситуацию с конфликтующим оборудованием, выпуская комплексные решения, которые сразу покрывают все необходимые части инфраструктуры. Например, для ИТ-инфраструктуры так называемой умной энергетической сети компания Cisco поставляет комплексное решение Cisco Smart Grid, в которое входит маршрутизатор, коммуникатор и решение Cisco Connected Grid для автоматизации силовых подстанций. Похожие интегрированные комплексы встречаются и в области софта. Так, IBM предлагает своим клиентам ПО DB2 Content Manager для управления содержанием и IBM DB2 CommonStore for IBM Lotus Notes для работы с базами данных почтовых систем. Для обеспечения комплексного управления архивами электронной почты в состав также включен компонент Tivoli Storage Manager, обеспечивающий управление системами хранения от IBM и других поставщиков, а также сервер приложений WebSphere Application Server.
В последние годы крупные компании отметились покупкой предприятий, которые занимаются производством аппаратного обеспечения, дополняющего линейку товаров этих вендоров. Так, в 2007 году IBM купила компанию WebDialogs, для того чтобы расширить портфель решений для коммуникаций и совместной работы простыми и удобными в использовании сервисами для проведения веб-конференций. "Облачные" компании, приобретая определенные предприятия, в короткие сроки добавляют к своей линейке товаров гибкие и доступные в рамках единой инфраструктуры решения. Например, в 2011 году компания VMware приобрела стартап SpringSource – разработчика известной системы для создания Java-приложений. Результатом этой покупки стал недавно запущенный проект Cloud Foundry, который представляет собой PaaS-систему с открытым кодом.
Евгений Смирнов