Россия проигрывает на рынке аутсорсинга
Несмотря на спад конкурентных позиций Индии, усиление Китая, приход новых игроков и влияние финансового кризиса, глобальный рынок ИТ-аутсорсинга продолжает в целом сохранять свою структуру и объемы. Однако Россия заметно проигрывает своим соседям и дальним конкурентам в плане публичного позиционирования страны как привлекательного региона для размещения аутсорсинговых заказов.
Обеспечение привлекательности региона для иностранных заказчиков – задача, которую поставщики могут успешно решить, только объединив усилия с местными правительствами. В современных условиях каждый региональный аутсорсинговый хаб конкурирует с другими, что делает такое сотрудничество острой необходимостью. В этом отношении задача Индии и Китая – двух мощных региональных хабов с колоссальными человеческими ресурсами – существенно упрощается: их границы совпадают с государствами, и развитие хаба находится под контролем одного правительства. В отличие от Индии и Китая, другой традиционный хаб – Восточная Европа (к которому относится и Россия) представляет собой гораздо более разрозненную и слабо координированную сеть поставщиков, объединенных лишь географической близостью.
Китай – "новый" игрок?
В последнее время Китаю уделяется все большее внимание как "новому" игроку на рынке международного аутсорсинга. Между тем, китайские компании присутствуют на этом рынке довольно давно. Но поскольку они преимущественно ориентировались на японский рынок (освоить японский язык китайским разработчикам проще, чем кому-либо), им уделялось мало внимания в англоязычных публикациях.
До какого-то момента Индии и Китаю удавалось мирно делить мир по языковому принципу. Но сегодня Китай проявляет все большие амбиции как глобальный поставщик услуг ИТ-аутсорсинга. Действительно, пытаясь воспроизвести положительный опыт Индии, китайское правительство в 2006 году поставило перед собой амбициозную задачу: создать 10 аутсорсинговых центров, обладающих конкурентоспособностью на международной арене, привлечь 100 международных компаний к размещению своих аутсорсинговых заказов в Китае и развить 1000 китайских компаний, способных на равных конкурировать на международной арене. Впоследствии исходный план "10-100-1000" был скорректирован, и количество городов выросло до 20.
Neusoft, лидер китайского рынка ИТ-аутсорсинга, имеет собственный университетский кампус, выстроенный по образцу западных университетов
Сегодня Китаю удалось отчасти перехватить инициативу у индийских компаний: в 2009 году доходы китайских компаний от аутсорсинга, по оценкам IDC, KPMG и Datamonitor, составили 13 млрд долл., а к 2014 году, по прогнозам, достигнут 44 млрд долл. Этого удается достичь за счет истощения ресурсов (индийские университеты не успевают подготавливать достаточное число квалифицированных специалистов), несовершенства инфраструктуры и роста зарплат в Индии.
Некоторые аналитики предсказывают, что китайские компании в будущем сместят индийских конкурентов с лидирующих позиций в сфере аутсорсинга ИТ-услуг, но оставят им ведущие позиции в области аутсорсинга бизнес-процессов (где языковой фактор играет большую роль).
Успешный ИТ-аутсорсинг как PR-задача
Роль правительства в развитии региональных хабов сводится к двум функциям: инфраструктурной поддержке (плановое создание аутсорсинговых центров с развитыми коммуникациями и налоговыми льготами) и PR-поддержке (различные планы развития национального присутствия на рынке международного аутсорсинга в перспективе 5-10 лет).
Так, мощным PR-ходом в поддержку национальной индустрии ИТ-аутсорсинга со стороны китайского правительство послужил анонс упомянутого выше плана "10-100-1000". В Индии, где рынок ИТ-ауторсинга более зрелый, чем в Китае, PR-задачи сегодня решаются, в том числе, местными аналитическими агентствами, предоставляющими обильную информацию о глобальном рынке аутсорсинга "в индийской перспективе".
До запуска проекта по созданию технопарка в Сколково Россия несколько лет практически не создавала новостных поводов, способных привлечь внимание зарубежных заказчиков. Но едва ли Сколково – единственный сюжет, который российское правительство и отечественные поставщики ИТ-услуг могли бы использовать в своих интересах. С другой стороны, в области информационной аналитики, представляющей интересы российских компаний, сегодня заметную деятельность ведет только ассоциация "Руссофт", которая по объему создаваемого информационного потока явно уступает индийским конкурентам.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2457