Не только для "толстых": BI-решения идут в СМБ
Информационные системы, служащие и инструментом поддержки принятия решений, становятся все более сложными и функционально насыщенными, однако их проникновение в реальную бизнес-практику ограничено. О том, как развиваются аналитические решения и что их ждет в будущем, CNews рассказал Дмитрий Островский, технический директор группы "Рамэк".
Интервью с топ-менеджером
Дмитрий Островский: Аналитический комплекс должен стать органичной частью системы принятия решений
CNews: Существуют ли какие-то принципиально новые решения в области аналитических систем?
Дмитрий Островский: Традиционно аналитические решения работают со структурированными данными, по заранее заданным алгоритмам объединяют их и выдают пользователю стандартизованный отчет в табличном виде, в основном используя статистические методы анализа. Это стандартная функциональность, она есть в каждом решении, которое позиционируется как BI. Но реальная практика такова, что пользователю, как правило, нужно не просто обобщить или отфильтровать данные, а выявить в них определенные структуры и связи (data mining) определить тенденции, причем желательно также получать эту информацию с использованием неструктурированных источников (пресса или интернет). Да и анализировать все это в табличной форме очень сложно
Поэтому в середине 2005 года наша компания приступила к разработке технологии визуализации информации. В ее основе лежит свободное программное обеспечение, которое было в значительной степени нами переработано. На базе этой технологии был создан аналитический программный комплекс, который сейчас успешно внедрен и функционирует в нескольких государственных структурах.
По своему функционалу этот комплекс является родственником традиционных BI-решений. С одной стороны, он обеспечивает использование ряда наиболее распространенных методов анализа, на основе которых предоставляет возможность визуализации семантических связей между различными объектами, находящимися в различных источниках
Дмитрий Островский: Сейчас все поставщики сосредоточили свое внимание на том, чтобы распространить "BI-идеологию" на всю компанию
Изначально комплекс проектировался таким образом, чтобы функционировать вне зависимости от наличия или отсутствия хранилища данных. Прямое соединение с источниками позволяет быстро внедрять решение. Сложность заключалась в том, чтобы добиться высокой скорости обработки запросов в многопользовательском режиме. У одного из наших клиентов, где система находится в промышленной эксплуатации, обрабатывается примерно 3,5-4 Тб данных, при этом решением пользуются более 4 тысяч пользователей.
Визуальное представление информации позволяет даже не очень опытному пользователю принимать правильные решения. Так же известно, что визуально человек воспринимает информацию значительно быстрее. Это те особенности решения, которые позволяют успешно его использовать для государственных заказчиков.
К решению второй проблемы по использованию неструктурированных источников мы приступили в начале прошлого года. Идея заключается в дополнении методов статистического анализа ситуационным, а также отработке решений по семантическому разбору неструктурированной информации из разных предметных областей.
CNews: Какие, на ваш взгляд, основные конкурентные преимущества аналитических систем будут обеспечивать популярность на рынке?
Дмитрий Островский: Думаю, что сейчас мы находимся в той точке развития этих систем, которую условно можно назвать сменой парадигмы. Стоимость традиционных BI-решений достаточно высока. Нередко складывается такая ситуация, когда, приобретая то или иное решение за большие деньги, компания использует лишь незначительную часть имеющегося функционала, входящего в пакет, т.к. большего ей просто не нужно. Кроме того, поскольку большие корпоративные системы создавались изначально для профессиональных пользователей (аналитиков), вызывает серьезные сложности обучение, например, функциональных менеджеров тонкостям интерфейса.
В своей разработке мы руководствовались тем, что аналитический комплекс должен стать органичной частью системы принятия решений: технология визуализации должна максимально упрощать работу с информацией. Для пользователя достаточно посмотреть на полученные по запросу результаты – и он может уже сформулировать первичную концепцию, которую дальше может проверять путем детализации запросов, обращения к другим источникам для сопоставления и так далее.
Поэтому сейчас все поставщики сосредоточили свое внимание на том, чтобы распространить "BI-идеологию" на всю компанию: эти системы позиционируются как часть общекорпоративной инфраструктуры, результатами деятельности которой могут пользоваться руководство и все сотрудники. Чем ближе решение будет к бизнес-пользователю, чем понятнее и проще будет его и интерфейс, тем больше шансов, что продукт принесет реальную пользу.
CNews: Почему же до недавнего времени позволить себе внедрение BI могли только крупные предприятия, и как сейчас обстоят дела с развитием BI для среднего и малого бизнеса?
Дмитрий Островский: Современные аналитические платформы исторически развивались как решения для крупных компаний. У таких заказчиков потребность в специализированных решениях для аналитической обработки больших массивов информации появилась значительно раньше, следовательно, поставщики решений в первую очередь ориентировались на нужды больших корпораций. Когда же средний бизнес "дозрел" до аналитических решений и стал готов к таким проектам, стало понятно, что далеко не все традиционные BI-системы, представленные на рынке, могут быть адаптированы к требованиям и особенностям небольших компаний: Функциональность решений зачастую избыточна, стоимость высока, а сложность обслуживания и требования к ресурсам серьезно ограничивают распространение таких систем на средних предприятиях.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2113