Как зря не потратить деньги на цифровую трансформацию
Для того, чтобы деньги, выделенные на цифровую трансформацию, не оказались выброшенными на ветер, надо четко определиться с целями, заручиться поддержкой руководства, вдохновить своими идеями людей и, конечно, выбрать адекватные инструменты. Как это сделать на практике, обсудили участники секции «Цифровая трансформация» CNews FORUM 2021.
Денис Касимов: EaaS — это не только переход от капитальных затрат к операционным, но и нацеленность на конечный результат
Компании все чаще обращают внимание на возможность использования оборудования как сервиса. Она подразумевает оплату за час использования, на единицу продукции или на основе общей эффективности оборудования. При этом производитель берет на себя затраты по обслуживанию и ремонту. Подробнее о EaaS рассказал Денис Касимов, генеральный директор Factory5.
CNews: Что такое Equipment-as-a-Service (EaaS)?
Денис Касимов: Equipment-as-a-Service — это одна из форм современной концепции «что-либо как сервис», которая подразумевает использование чего-либо при необходимости или по запросу. Ее экономический смысл заключается в принципе «плати, когда пользуешься». И в данном случае мы говорим об оборудовании.
Подобный подход к бизнесу не новый. Широко известно революционное для своего времени предложение Rolls-Royce Power-by-the-Hour — оплата за часы работы авиадвигателя. То есть, клиенты не покупали оборудование, а платили за эксплуатацию во время полетов.
Однако сейчас наблюдается новый виток роста популярности таких моделей. И для этого есть свои предпосылки: высокая конкуренция компаний за результат, снижение прибыли от продаж только оборудования и стремительное развитие цифровых технологий.
Все это толкает производителей оборудования на внедрение новых бизнес-моделей. Теперь обслуживание рассматривается не только как дополнение к ценности изделия, но и как отдельное ценностное предложение и самостоятельный источник дохода. Если посмотреть на спектр возможных сервисных моделей, то можно встретить разные предложения: от простой продажи запчастей в комплекте до сервисных контрактов на основе анализа данных, когда поставщик оборудования мониторит работу агрегатов и даже прогнозирует отказы.
Подход «оборудование как услуга» может отличаться в зависимости от того, за что на самом деле платит клиент. Например, за час использования, на единицу продукции или на основе общей эффективности оборудования. При этом производитель берет на себя затраты по обслуживанию и ремонту.
EaaS для пользователя — это не только переход от капитальных затрат к операционным, но и нацеленность на конечный результат, а не просто подписка. Например, гарантированные в контракте часы работы оборудования означают выполнение производственного плана.
CNews: Что нужно для того, чтобы внедрить такую модель?
Денис Касимов: Можно сказать, что традиционно существует четыре составляющие для эффективного построения Equipment-as-a-Service-модели: оборудование, цифровые инструменты, сервис и гарантия OEE (Overall Equipment Effectiveness – общая эффективность оборудования). Их выделяет и консалтинговая компания Deloitte.
Разберем подробнее. Оборудование — тот самый фактический актив, который является ядром предложения. Цифровые инструменты — ИТ-решения или программное обеспечение, позволяющее эффективнее выполнять процессы.
Сервис представляет собой работы и ресурсы, которые необходимы для технического обслуживания, например, запасные части, расходные материалы, время персонала. Гарантия ОЕЕ — это готовность производителя нести полную ответственность за обеспечение указанной общей эффективности оборудования как часть модели EaaS.
Хотя эти элементы кажутся простыми, самим производителям оборудования бывает довольно сложно реализовать их самостоятельно. Например, некоторые из них могут иметь ресурсы для оперативного выполнения ремонта, но отсутствие цифровых инструментов помешает им выйти на новый уровень производительности. Другие же, обладая ИТ и развитым сервисом, могут обнаружить, что неспособны обеспечить OEE-гарантии и держать активы на своем балансе.
CNews: Какие сложности могут возникнуть?
Денис Касимов: Поскольку производитель оборудования берет на себя все расходы, связанные с обслуживанием и ремонтом, и должен гарантировать определенное количество часов его работы, то расходы на данные процессы прямо влияют на прибыльность бизнеса.
Например, излишнее обслуживание ведет к росту издержек и снижению прибыли. Не вовремя проведенный ремонт — к отказам оборудования, и, как следствие, к невыполнению контрактных обязательств перед эксплуатантом, а также снижению целевой выручки. Поэтому для функционирования новой бизнес-модели информация о текущем техническом состоянии оборудования, трендах деградации и истории проведенных работ становится критически важной.
В данном контексте можно говорить о трех классах технологий: IIoT для сбора данных и мониторинга, цифровые двойники и предиктивные модели для прогноза технического состояния, решения по управлению активами, которые автоматизируют процессы и превращают результаты прогнозных моделей в конкретные действия для обслуживающего персонала.
Раньше использование сервисной бизнес-модели было затруднено отсутствием технологий и инфраструктуры, способных передавать в режиме реального времени информацию с датчиков непосредственно производителю, и делать это круглосуточно и без выходных. Сегодня же все больше типов производственных активов получают возможность передавать информацию о себе с помощью датчиков.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a18011