Статья

ИТ-аутсорсинг в поиске границы между заказчиком и поставщиком

Бизнес Аутсорсинг Конференции ИТ-аутсорсинг от НАС
, Текст: Анна Агеева

Перспективы аутсорсинга в России оцениваются достаточно оптимистично, однако активные потребители ИТ-услуг постепенно принимают их на себя, превращая в часть своего бизнеса. Грань между поставщиком и заказчиком размывается, появляются новые модели предоставления ИТ-сервиса. Все это происходит на фоне законодательного запрета на заемный труд. Вопреки распространенному мнению, для стартапов услуги надежного крупного аутсорсера могут нести в себе возможности для развития и поддержку, а не быть обузой. Это стало лейтмотивом обсуждения на конференции «Рынок ИТ-аутсорсинга 2017», которую провели CNews Conferences и CNews Analytics.

Сервис-провайдер Atlex.Ru предложил участникам конференции информацию о хостинге, а также облачных инфраструктурных решениях на базе OpenStack для построения экономически эффективной услуги. «Однако он непростой, — комментирует коммерческий директор Atlex.Ru Валерий Безруков, — с ним надо уметь работать». Поэтому было принято решение о сотрудничестве с компанией IT Key, которая обладает уникальной экспертизой в построении и поддержке облаков на OpenStack, а также опыт сотрудничества со Сбербанком, фондом «Сколково», Luxoft и AT&T. Кроме того, провайдер сотрудничает с Hystax Acura, разработчиком продукта, который позволяет осуществлять без простоя миграцию с VMware в облако на OpenStack, где можно создать резервную площадку, сэкономив при этом до 30% на лицензионных отчислениях, стоимости оборудования и обслуживания.

Большие данные, печать

Алексей Петров, руководитель группы проектов по разработке ПО First Line Software, рассказал о методах обработки неструктурированных и структурированных больших данных и о том, почему к этой работе следует привлекать профильные ИТ-компании. Основная цель бизнеса при работе с большими данными – извлечение выгоды из этих массивов информации. Специалисты, умеющие собирать, структурировать и извлекать пользу из больших данных, конечно, существуют на рынке, но вырастить таких сотрудников в собственной компании очень сложно, и еще сложнее – удержать. Одним из решений может стать обращение в специализированную компанию, располагающую соответствующими компетенциями, опытом в реализации подобных проектов, а также программно-аппаратными средствами для хранения, обработки и аналитики больших данных.

Большие данные в России

Источник: First Line Software, 2017

Еще одна специфическая сфера услуг, которую целесообразно отдавать на аутсорсинг — это печать. Иван Маковкин, директор по развитию Clever Bros, назвал типичные ошибки, которые допускают компании, пытаясь сэкономить на печати. Например, покупая хороший, качественный и, на первый взгляд, недорогой принтер, попадают в зависимость от производителя дорогих оригинальных картриджей, увеличивая стоимость документа на выходе иногда в несколько раз. При этом совместимые и восстановленные картриджи не гарантируют качества. Очень важна правильная расстановка принтеров в офисе. Эксперт привел кейс, в котором удалось в два раза сократить стоимость печати, поменяв местами принтеры в приемной директора и бухгалтерии. Кроме того, некоторые принтеры очень чувствительны к «квалификации» пользователя, могут часто ломаться и съедать существенную сумму на техническое обслуживание. Оптимальная стоимость печати, по мнению Clever Bros, должна держаться в пределах рубля за страницу. Иван Маковкин даже привел слайды, по которым каждый может сориентироваться и оценить ситуацию на своем предприятии.

Формула вычисления стоимости офисной печати

Источник: Clever Bros, 2017

Распространенные проблемы и страхи

Зависимость от подрядчика — один из самых серьезных стоп-факторов, которые пугают потенциальных заказчиков услуг. Классический пример возникновения проблем, связанных с подрядчиком, привел начальник отдела управления базовыми сервисами «Прогресс» Роман Кадыков. Покупка Skype компанией Microsoft и прекращение поддержки коммуникатора привела к необходимости перестройки всей системы общения в компании. Но это история со счастливым концом, апгрейд до Skype for Business позволил предприятию реализовать не только чат, но также IP-телефонию и сервис видеоконференций. В процессе выяснилось, что экспертизы и ресурсов для поддержкиспецифических сервисов внутри компании нет, поэтому решено было отдать систему коммуникаций на аутсорсинг. «В результате мы настроили внешний сервис на внутренние потребности и получили систему, которая на выходе, помимо самой услуги, создает документы для дальнейшей работы, — комментирует проект Роман Кадыков, — также ведется база знаний, позволяющая ускорять при необходимости решение конкретной локальной задачи».

Исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов обозначил законодательную проблему, которая затрудняет оформление отношений между заказчиком и аутсорсером. Федеральный закон № 116-ФЗ от 5 мая 2014 г. (статья 56.1) фактически запрещает заемный труд, то есть «труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника». Направлять работников для оказания услуг сторонним предприятиям могут только частные агентства занятости или «другие юридические лица, которые в соответствии с законодательством о занятости РФ вправе осуществлять такую деятельность». На практике предприятия решают эту проблему путем оформления договоров возмездного оказания услуг и разными другими вариантами компенсации расходов на оплату направленного сотрудника. HEADS Consulting рекомендует заключать абонентский договор, по которому есть положительная судебная практика.

Рецептом правильного взаимодействия с подрядчиками, чтобы избежать зависимости от компании-аутсорсера, поделился Пенсионный Фонд России. Начальник департамента управления инфраструктурой автоматизированной информационной системы ПФР Рубен Энфиаджян перечислил основные слабые места, которые проявляются при работе с аутсорсером. В условиях дефицита времени даже в самой проработанной документации всегда остаются белые пятна, которые всплывают в критических и аварийных ситуациях. Достаточно высок риск столкнуться с подрядчиком, который уже не первый год на рынке, потерял динамичность и пассивно решает стандартные задачи силами не сильно мотивированных сотрудников. Страхуясь от подобных проблем, многие крупные заказчики создают внутренние подразделения, которые по схеме бюджетирования работают как полноценный подрядчик внутри материнского предприятия. Но только активная рыночная ИТ-компания может обладать прорывными компетенциями для решения сложных задач. Внутренние подразделения заказчика должны накапливать и сохранять базу знаний и узкие специализированные для предприятия компетенции. Самым надежным способом страховки от возможных проблем, по мнению Рубена Энфиаджяна, несмотря на то, что есть федеральные законы, техзадания, сервисные соглашения и другие инструменты воздействия, все же является грамотная работа с людьми.

Заказчики vs поставщики

Активная сторона заказчиков в зале была представлена компаниями, для которых информационные технологии уже не являются сервисом, а становятся основным бизнесом. Уровень интереса к ИТ именно этих компаний чрезвычайно высок, и именно они обладают достаточными компетенциями для оценки качества предоставляемых услуг, рисков и целесообразности делегирования части работ на аутсорс. Роль внутреннего ИТ-директора компании оказалась под вопросом. Подрядчики считают его некоторой точкой подключения своих услуг. Как сказал в ходе дискуссии Алексей Учамприн, внутренние информационные технологии постепенно превратятся во «что-то из розетки». Здесь возникает некоторое сопротивление заказчиков стороннему управлению специалистами, оказывающими услугу или реализующими какую-то функцию. По словам операционного директора «Модульбанка» Елены Барановой: «ИТ-директора современных компаний — это совершенно другой уровень. Нам проще взять ИТ-команду и влиять на нее, чем на подрядчика». Но это, как справедливо заметил исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов, выглядит как мнение ИТ-компании против мнения ИТ-компании: «Я со стороны разницы не вижу, кроме того, что у вас есть банковская лицензия, а у них нет». Была озвучена версия, что аутсорсинг вытеснит среднее звено ИТ в компании, однако она не нашла однозначной поддержки на стороне заказчиков. По-прежнему актуальна проблема сохранения кадров как на стороне аутсорсера, когда команда может уйти в полном составе к заказчику, так и на стороне заказчика, когда подготовленный сотрудник достигает «потолка» предложенных возможностей и начинает искать новые интересные задачи.

Активные бизнес-заказчики ИТ-услуг постепенно смещаются в сегмент, в котором они уже не является потенциальными клиентами интеграторов, т.к. информационные технологии и есть их бизнес. Основной бизнес в чужие руки не отдают. А для тех, чьи интересы еще лежат в более приземленной сфере экономики, степень ответственности собственного сотрудника, по мнению Алексея Учамприна, сильно проигрывает грамотному контракту с надежным интегратором. Угроза увольнения для нового поколения специалистов уже не является трагедией и достаточным мотиватором, а большие штрафные санкции за нарушение сервисного соглашения от партнера — существенно более весомое подспорье в бизнесе. Дискуссия завершилась на том, что нужно соблюдать правильный баланс между инсорсингом и аутсорсингом. Успех любого проекта зависит от зрелости заказчика, того, насколько он готов инвестировать свое время в управление контрактом с подрядчиком, и, конечно, от ответственности и надежности выбранного исполнителя. «SLA-менеджер каждый день должен знать, что делает его аутсорсер», резюмировал эксперт.


Презентации участников конференции

Презентация Кураш Антон, Руководитель направления по работе с государственным сектором, CNews (Холдинг РБК)
ИТ аутсорсинг завтра
Презентация Македонский Сергей, Президент, Ассоциация стратегического аутсорсинга «АСТРА»
Индустрия услуг и сорсинга в России и в мире: тенденции 2017 года
Презентация Репин Никита, Директор, Наше Агентство Сервиса
ИТ аутсорсинг от НАС – цифровая трансформация вашего бизнеса
Презентация Петров Алексей, Руководитель группы проектов по разработке ПО First Line Software 
Big Data: решиться на аутсорсинг
Презентация Учамприн Алексей, Заместитель директора ТЦ по работе с ключевыми заказчиками Инфосистемы Джет
Комплексный аутсорсинг в agile-режиме. Как традиционный ИТ-сервис переживает смену парадигмы формирования услуг
Презентация Маковкин Иван, Директор по развитию, Clever Bros
Потери при печати и борьба с ними
Презентация Безруков Валерий, Коммерческий директор, ATLEX.Ru
Инфраструктура и сервис: от аренды “железа” к работе в облаке
Презентация Энфиаджян Рубен, Начальник департамента управления инфраструктурой автоматизированной информационной системы, ПФР
Insource и Outsource - парадигма выбора
Презентация Куликов Никита, Исполнительный директор HEADS Consulting. Член Рабочей группы по Большим данным ИРИ
Как развивался рынок ИТ-аутсорсинга в 2016 г. Изменения в законодательстве в сфере аутсорсинга.
Презентация Кадыков Роман, Начальник отдела управления базовыми сервисами «ПРОГРЕСС»
Опыт передачи на аутсорсинг поддержки системы Skype для Бизнеса
Презентация Скачать архив целиком