|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как изменились за последние годы ключевые требования российских энергетиков к компаниям, работающим на рынке ИТ-услуг? Какие критерии находятся в фокусе при выборе партнера в настоящий момент?
Евгений Аксенов: Требования, безусловно, изменились, причем достаточно серьезно. За последние годы энергетики накопили определенный опыт работы с ИТ-компаниями, притом не всегда позитивный. При выборе сервис-провайдера их, в первую очередь, волнует наличие реальной компетенции, необходимой инфраструктуры и свободных ресурсов. Кроме того, энергетики хотят знать, за что они платят. Соответственно, гораздо жестче стали договоры. Сервис-провайдеры могли на практике убедиться, насколько опытнее в сфере ИТ стали энергетики. Сегодня они хотят иметь не только подробные соглашения об уровне сервиса (SLA), но и возможность мониторинга их исполнения с помощью современных технических средств. Открытость сервис-провайдера в вопросах предоставления подобной возможности дает ему значительные преимущества.
CNews: Изменился ли как-либо спрос на сервисы со стороны энергопредприятий за последнее время?
Евгений Аксенов: Да, изменился. В последние годы в энергетических компаниях все силы были брошены на автоматизацию важнейших для бизнеса задач. Сейчас всех стали беспокоить объемы эксплуатационных расходов, которые неуклонно растут и начинают влиять на инновационную составляющую ИТ-бюджетов. А значит — на возможность решения новых задач, состав которых постоянно расширяется, ведь впереди еще рынок мощности, рынок системных услуг. Поэтому фокус сейчас смещается на область снижения эксплуатационных расходов. На первый план также выходят задачи повышения надежности, качества предоставления сервисов и заложенного в них инновационного форсажа.
Здесь без профессионального аутсорсинга и эффективного управления сервисами — никуда. «Натуральному хозяйству» просто не остается места. Если прибавить к этому появление на российском рынке серьезных сервисных игроков, то получается, что долгожданная эпоха профессионального аутсорсинга уже начинается. Хорошо, что мы к ней уже давно готовимся.
CNews: Можно ли говорить, что отечественные энергопредприятия постепенно переходят от аутсорсинга поддержки ИТ-инфраструктуры к аутсорсингу бизнес-приложений? Насколько последнее направление вписывается сегодня в ваши компетенции?
Евгений Аксенов: Переходят, но очень постепенно! Далеко не все российские предприятия прошли стадию профессионального ИТ-аутсорсинга. Я имею в виду такой аутсорсинг, когда сервис-провайдеры умеют управлять не только «отношениями с клиентами», но и всей технологией производства сервисного продукта. Когда они не просто подписывают договоры, называя их соглашениями об уровне сервиса, но действительно управляют производством посредством рычагов, описанных в этих договорах. На мой взгляд, большинство энергокомпаний только подходят к этой стадии.
Аутсорсинг бизнес-процессов — это следующий шаг. Он требует другого уровня интеграции в оперативную деятельность предприятий. Для этого предприятия уже должны иметь достаточно проработанную и консервативную бизнес-модель (она пока есть далеко не у всех), а провайдеры — уметь управлять не просто отдельными технологическими сервисами (например, десктопами или приложениями), а сервисными цепочками, в конце которых — бизнес-ориентированные сервисные продукты.
Многие ли российские предприятия уже стабилизировали свои бизнес-процессы и пришли к мысли о необходимости их унификации и стандартизации, хотя бы в форме кэптивных центров совместного обслуживания (Shared Service Centre), которые сейчас очень популярны в Европе? Нет. А сколько российских сервис-провайдеров задумались о технологиях управления эффективностью сервисных цепочек, сколько из них ее внедрили? Единицы! Мы этот путь преодолеваем шаг за шагом, тратя на это силы в течение нескольких лет. Иначе технологическую и управленческую пропасть между ИТ-аутсорсингом и аутсорсингом бизнес-процессов, которую надо преодолеть, не прочувствовать в полной мере.
Поэтому пока нельзя говорить, что аутсорсинг бизнес-приложений приобрел широкое распространение в энергетической отрасли. Это следующий шаг, это новый уровень зрелости, который мы, сервис-провайдеры, активно готовим.
CNews: В контексте завершения реформы РАО ЕЭС, как, по вашим ожиданиям, будет строиться политика уже самостоятельных энергопредприятий в отношении дальнейшего внедрения ИТ-решений и их поддержки?
Евгений Аксенов: Все будет зависеть от новых собственников. В частности, во многие генерирующие компании сейчас приходят крупные российские и западные акционеры, топ-менеджеры которых будут проводить политику универсализации сервисного пространства, в том числе и ИТ, в соответствии со своими стандартами. Западным акционерам не надо объяснять, что такое аутсорсинг и центры совместного обслуживания. Они прекрасно понимают, что при умелой реализации такой подход приводит к 25-50% снижению затрат. Это возможность трансформации затрат в активы, их капитализация в форме сервисных компаний. Никто из подобных заказчиков не станет тратить средства на содержание собственного штата программистов или системных администраторов. Поэтому, скорее всего, поддержку уже внедренных решений будут осуществлять профессиональные сервис-провайдеры или сервисные «дочки» с прозрачным ценообразованием и эффективным управлением. Они же будут в высокой степени влиять и на процессы внедрения новых решений, и на масштабирование ранее внедренных.
CNews: С кем в первую очередь придется конкурировать ГВЦ на сервисном рынке, начиная со следующего года?
Евгений Аксенов: За несколько прошедших лет ГВЦ Энергетики из кэптивной дочки энергохолдинга превратился в профессионального нишевого сервис-провайдера. В энергетической нише мы занимаем лидирующую позицию. Та концепция реформирования капитала компании, которая будет реализована в ближайшие месяцы, обеспечит ей сохранение этой позиции и в будущем. Поэтому здесь важна не столько конкуренция, сколько синхронизация стратегий с крупнейшими рыночными компаниями, имеющими серьезный опыт работы в энергетике. Прошедшие годы показали, что мы умеем партнерствовать.
Если же сформулировать этот вопрос немного иначе, а именно — чем будет определяться конкурентная борьба на сервисном рынке — то здесь стоит отметить, что критерии выбора провайдера будут кардинально меняться. Сервисная компания представляет собой некую пирамидку, в основании которой находятся услуги по предоставлению сервисов базовой инфраструктуры — центров обработки данных. Далее по уровням идет администрирование ИТ-инфраструктуры, бизнес-приложений и т.д. Так вот, «хорошей сервисной компанией» можно назвать ту компанию, спектр услуг которой начинается «снизу», то есть с услуг центра обработки данных (ЦОД), и продолжается до «верха» — услуг управления приложениями и конкретными бизнес-функциями. Если у компании нет своего ЦОДа или, например, практики по корпоративным приложениям, то в свете современных трендов ей будет трудно добиться серьезных успехов — даже при наличии доброго имени и опыта работы с клиентом. Успеха добьется та компания, которая сумеет убедить заказчиков, что способна оказывать весь спектр услуг, начиная с нижних и заканчивая высшими уровнями этой «пирамидки» и заворачивать эти «технологические» слои в бизнес-ориентированные фантики, которые хочет видеть клиент. В этом и состоит главная задача большинства ИТ-компаний на ближайшие 1,5-2 года.
CNews: Развитию каких ИТ-услуг ваша компания уделяла наибольшее внимание в течение последнего года? Какими факторами это было обусловлено?
Евгений Аксенов: В первую очередь, приоритетом было развитие инженерной инфраструктуры ЦОД и формирование практики по внедрению и управлению корпоративными приложениями (SAP, Oracle, Documentum и др.). Сегодня мы имеем один из лучших в Москве центров обработки данных. Что касается практики по корпоративным приложениям, то наши специалисты уже работают не только в энергетической нише. Кроме того, много времени мы посвятили развитию системы управления всем спектром сервисов (а их у нас более 100), повышению квалификации специалистов.
Уже на завершающейся стадии реформирования энергетические компании проявляют повышенный интерес к тому, как они выглядят на рынке на фоне конкурентов. Поймав эту волну, мы развили практику постоянного мониторинга состояния энергопредприятий и формирования целого ряда сравнительных рейтингов. Наша бенчмаркинговая система сейчас становится все более популярной, в том числе и среди инвесторов.
CNews: Какие наиболее значительные сервисные проекты были реализованы вами за последнее время?
Евгений Аксенов: В первую очередь, это развитие отношений с ФСК, «ГидроОГК», СО-ЦДУ, НП АТС и рядом других компаний в области инженерно-инфраструктурных систем ЦОД, систем обслуживания пользователей, мониторинга инфраструктуры и корпоративных приложений. На наш взгляд, серьезных успехов мы также добились в «разработке» новых нишевых клиентов, важнейшим из которых мы считаем нового координатора отрасли — ФА «Росэнерго».
CNews: Как, на ваш взгляд, будет развиваться сектор ИТ-услуг в обозримой перспективе? Какие новые решения планирует предоставлять ваша компания в ближайшие годы — в контексте актуальных рыночных трендов?
Евгений Аксенов: Сейчас мы серьезно готовимся к трансформации технологических сервисов в сервисы бизнес-ориентированные, где главным продуктом служит конкретный бизнес-функционал. Несмотря на то, что в России по-прежнему «правят бал» технологически-ориентированные соглашения об уровне сервиса, набирает силу желание клиента оценивать стоимость, качество и эффективность конкретной бизнес-функции, а не разбираться в услугах collocation и администрировании серверов. И в ближайшее время такие тренды будут только усиливаться. Кстати косвенным индикатором этого является приход на российский рынок одного из индийских гигантов в аутсорсинге бизнес процессов — компании TCS.
Что касается конкретных услуг, то, кроме тех, что указанных выше, мы активно занимаемся интеграцией корпоративных ИТ-решений, мобилизуем ресурсы, выжимая из них ROI и мобилизируем наши сервисы, наполняя ключевым бизнес-контентом (корпоративные ресурсы, документооборот и т.д.) карманные компьютеры и сотовые телефоны. Это одна из наших приоритетных задач. Ведь перед руководителями компаний вопрос глобальной доступности бизнес-контента и возможности оперативной реакции стоит сегодня крайне остро.
CNews: Спасибо.