Статья

Денис Свердлов: Голосовая связь может стать бесплатной

Телеком Аутсорсинг Инфраструктура

В создание инфраструктуры сетей мобильной передачи данных российская компания "Скартел" (торговая марка Yota) инвестирует 0,5 млрд долл. О том, какая стратегия стоит за столь масштабным проектом, в интервью CNews рассказал Денис Свердлов, генеральный директор компании.

Теперь что касается, "большой тройки". Безусловно, время покажет, потребители сами примут решение, проголосуют своим кошельком. Если говорить об услуге, то здесь опять нужно принимать во внимание ряд факторов. Первый фактор – что является главным приоритетом. У сотовых операторов 90% дохода – передача голоса, и они именно на нем сфокусированы. У нас фокус на данных и контенте, голос – не главный приоритет. Второй, важный фактор – скорость. Сегодня на наших базовых станциях достигаются скорости 200 Мб/с, а у 3G операторов в среднем – 4 Мб/с. А скорость - это важно! Все хотят того, чтобы потоковое видео, например YouTube, смотрелось без задержек. И в силу того, что пользователи интернета все более активно потребляют видеоинформацию - это доказанный тренд - нужная скорость для ее приема станет фактором, который будет влиять на выбор пользователя.

Еще один фактор – тариф. Мы изначально сделали безлимитную модель, так как считали, что можем себе это позволить, исходя из стоимости оборудования, операционных издержек и т.д. И мы считаем, что в области 3G "безлимитка" работать не будет. У сотовых операторов сейчас другая идеология – тарифицировать мегабайты. И я видел информацию, где сотовые операторы признавались, что 90% их абонентов, из тех, что качают данные, потребляют менее 100 Мб в месяц. Получается, что мы работаем в несколько разных нишах. Наверное, наши клиенты - это те, которые потребляют больше 100 Мб., мы фокусируемся на тех, кто услугой пользуется очень активно.

И еще один фактор. Любой пользователь стремится к простоте и удобству. За 8 лет, которые развиваются 3G-сети в мире, ноутбуков со встроенными системами 3G появилось очень немного. Значит, чтобы подключится, в большинстве случаев нужно сначала купить модем, установить драйверы и т.д. А мы говорим, что у нас модель будет такая же, как Wi-Fi. То есть пользователю вообще не надо ничего покупать для того, чтобы подключиться. Совсем другой уровень комфорта.

CNews: А вы будете как-нибудь конкурировать с "большой тройкой" в области голосового трафика? Ведь телефон уже есть, скоро будет второй.

Денис Свердлов: Я бы сказал так: возможно, этот прогноз покажется слишком агрессивным, но я действительно верю, что в недалеком будущем голосовая услуга может стать бесплатной. Я имею в виду не только нашу страну - такие тенденции прослеживаются во всем мире. Этот процесс еще в самом начале, но обратите внимание: в 2008 году "Телефоном года" была признана вовсе не Nokia или SonyEricsson, а модель некой никому неизвестной компании Inc. Причина в том, что они интегрировали в телефон большое количество сервисов, но самое главное – вставили туда Skype. И в результате через 3G можно разговаривать по Skype. Еще один пример – Google Voice – бесплатный VoIP сервис.

В традиционном смысле рынок голосовой связи нам сейчас не особо интересен. Я не вижу там огромных денег. И связано это с особенностями российского законодательства, из-за которых мы не можем предложить конкурентоспособные по ценам услуги. Но предложим другую концепцию для голосовой связи.

CNews: А возможна ли какая-либо конкуренция с проводными интернет-провайдерами?

Денис Свердлов: Дело вот в чем. Есть базовый принцип, который мы заложили в идеологию компании, в ее миссию и ценности. Ценностей всего 4, но 2 из них базовые – это простота и удобство. Самая удобная модель потребления состоит в том, что где бы вы ни находились, у вас везде один и тот же провайдер - Yota. А не так, чтобы дома у вас один, на работе – другой, в кафе – третий, и каждый раз нужно по-новой подключаться и менять настройки. Когда везде интернет работает одинаково, этот факт, безусловно, будет привлекать пользователя. Поэтому я считаю, что, наверное, какое-то количество абонентов предпочтут нас.

CNews: Но это касается индивидуального клиента. А как быть в случае с клиентами корпоративными? Им нужно только офис оборудовать и, как известно, провода всегда надежнее радиосвязи.

Денис Свердлов: По поводу надежности даже спорить не буду. Но характер подключения очень сильно зависит от профиля компании, ее типа бизнеса. Например, для малого бизнеса выделенный канал может обходиться очень дорого. Поэтому, я считаю, малый и средний бизнес может спокойно пользоваться нашими услугами в корпоративном сегменте и даже полностью перейти на Yota. Но в целом я к этому вопросу отношусь консервативно, думаю, что для крупного бинеса Yota станет дополнением, причем очень значимым, так как предоставляет бизнесу новые возможности.

CNews: В вашем телефоне HTC 4G возникала проблема со Skype-клиентом. В чем она заключалась и решена ли сейчас?

Денис Свердлов: Была одна техническая проблема со Skype. Она связана с тем, что когда вы пытаетесь поставить Skype во встраиваемую память телефона (у аппарата две памяти – встраиваемая и внутренняя), которая больше по объему, он не работает. Это ошибка самого Skype - он не поддерживает названия каталогов на русском языке. Но если Skype поставить в основную память, то он отлично работает. О ней так много написано в блогах, что можно разобраться и самостоятельно.

CNews: Вопрос о безопасности. Есть ли возможность заражения ваших устройств вирусами?

Денис Свердлов: На сегодняшний день мы не можем сделать все сразу, и считаем, что проблема антивирусной защиты – это задача пользователей. Всем известно, что нужно защищать компьютер антивирусом. Но, исходя из моего опыта, я не слышал о вирусах для Windows-Mobile платформы, которую используют наши телефоны. Если говорить об обычных компьютерах, то здесь нужно делать то же, что и всегда при работе с интернетом. Антивирусы продаются в любом компьютерном магазине и выбор достаточно большой.

CNews: Вы планируете делать собственный аналог Skype-клиента?

Денис Свердлов: Да, мы сейчас работаем над этим проектом, довольно большая команда этим занимается. Но не буду делать анонсов - всему свое время.

CNews: Вы анонсировали планы международного развития. В каких странах вы будете строить сети? И чем диктуется выбор именно этих стран?

Денис Свердлов: Мы делаем ряд международных проектов. У нас есть офис в Белоруссии, подписано соглашение в Никарагуа, туда уезжает наша команда. А принцип выбора объясняется не страстью к экзотике. Дело в том, что эта технология на сегодняшний день имеет все шансы на успех - она максимально эффективна в условиях, где очень плохо развита телеком-инфраструктура. Зона нашего интереса – страны СНГ, Азия и Латинская Америка. Просто в разных странах разные ситуации с ресурсами, частотами, другими факторами.

Сергей Филимонов / CNews